У каждого из парламентариев, покинувших Лейбористскую партию, были свои причины.
Джоан Райан (Joan Ryan), чья отставка довела число беспартийных депутатов до восьми, говорит, что приняла решение уйти вслед за Люсианой Бергер (Luciana Berger) в понедельник.
В интервью «Таймс» за несколько часов до своего ухода госпожа Райан высказалась следующим образом: «Молодой женщине пришлось покинуть Лейбористскую партию только из-за того, что она еврейка, из-за антисемитизма. Она не скрывала, что ей пришлось пережить, и заявила, что «антисемитизм процветает в партии на уровне организации».
«Я думала-думала и поняла, что противопоставить ей мне нечего. А молча смотреть, как ее выгоняют, я не могу. На такое я не готова».
Госпожа Райан заявила, что ее опасения по поводу антисемитизма в Лейбористской партии крепнут, начиная с начала 2016 года, когда председатель клуба лейбористов Оксфордского университета ушел со своего поста, заявив, что у его коллег «болезненное отношение к евреям». Госпожа Райан отметила, что дело так и не было рассмотрено, назвав ситуацию неудовлетворительной.
«И тогда мы начали замечать разного рода оскорбления и брань. Тогда все эти вещи еще ужасали, а сейчас уже вошли в привычку», — сказала она.
«Дело зашло далеко, ведь за три года расизма сказано и сделано немало. Мы перешли одну грань дозволенного за другой. И примириться с этим тяжко».
По словам госпожи Райан, с той поры поступило огромное количество жалоб. «Однако руководство лейбористов оставляло их без внимания», — посетовала она. «Дисциплинарный процесс стал напоминать вращающуюся дверь: сняли, и тут же вернули. Раньше за такие высказывания исключали из партии без разговоров. Теперь же провинившихся временно отстраняют на несколько недель или месяцев, а затем они преспокойно возвращаются обратно».
Перед тем, как подать официального заявления об отставке вчера вечером, госпожа Райан, член Лейбористской партии с 1983 года и депутат от лондонского бюро северный Энфилд (Enfield) с 1997 года, заявила, что считает этот шаг своим долгом.
«Я этому вовсе не рада, мне очень больно, — сказала она. — Но поступить по-другому я не могу. Я не для того становилась лейбористкой, чтобы с этим мириться. Так что это мой нравственный долг».
На вопрос, считает ли она Джереми Корбина антисемитом, госпожа Райан ответила так: «Мне сложно утверждать обратное. Что у него в душе, я сказать не возьмусь. Но я давно говорю, что пожелай он всех разубедить, он бы вел себя по-другому — а он ничего для этого не делал».
«Поэтому очень странно, что его удивляет, когда люди принимают его за антисемита. Но куда важнее, что он привил антисемитизм всей Лейбористской партии, и вот за это он несет прямую ответственность как ее глава». Райан также заявила, что Корбин насаждает среди лейбористов антисемитизм и ненависть к Израилю.
Господин Корбин все обвинения в антисемитизме отрицает.
Госпожу Райан привело в бешенство заявление генерального секретаря лейбористов Дженни Формби (Jennie Formby), будто уничтожить укоренившийся в партии антисемитизм не представляется возможным.
«Вот, значит как?» — возмущается госпожа Райан, историк по профессии. Ранее по заданию Имперского военного музея ей доводилось интервьюировать переживших Холокост. «Значит, будем с этим мириться, да? Значит, мы, лейбористы, признаем, что антисемитизм есть, но бороться с ним не будем? Я этого не потерплю. Так нельзя».
По мнению 63-летней Райан, это общемировая тенденция. «Антисемитизм поднимает голову по всей Европе. Мы видим его у себя под боком. Он объединяет крайне правых, крайне левых и людей вроде Дональда Трампа… Что у них общего? Презрение к меньшинствам. Абсолютное презрение».
«И они будут третировать всякого, кто посмеет восстать против этого культа якобы народной мудрости… Крайне правые, крайне левые, Дональд Трамп — все они распространяют нелепые, оскорбительные и опасные теории заговора».
Госпожа Райан, с 2015 года возглавляющая лобби «Лейбористы-друзья Израиля», добавила: «Если мы будем мириться с тем, что нашу партию заражают подобными идеями и подрывают изнутри, это только покажет, что за идеалы у Джереми Корбина. И еще это объясняет, почему он ищет альянса с людьми вроде Владимира Путина и отворачивается от наших европейских союзников. Он — опасный человек, который предпочтет иметь дела с аятоллами, а от Израиля отвернется и не будет о нем вспоминать».
В сентябре прошлого года Райан проиграла вотум доверия в избирательном округе северный Энфилд двумя голосами. Видеозапись встречи была опубликована в «Твиттере» «Пресс ТВ» (Press TV) — иранским телеканалом, который ранее лишился вещательной лицензии в Великобритании.
«Таймс» она заявила, что уходить в отставку не собирается и нацелена на дополнительные выборы. «Свое место я получила не просто так, а заслужила», — заявила она. С 2015 по 2017 год ее преимущество выросло с 2,4% до 21,1%.
Лейбористы накажут депутатов-раскольников, прогнав их из кабинетов в Палате общин. У большинства из них есть офисы в здании Порткуллис-хаус, зарезервированном за старшими чиновниками. За размещение депутатов отвечает парламентский организатор, так называемый «кнут». По словам Лейбористской партии, кабинеты депутатов обычно группируются по фракциям, ради некоторой свободы действий. «Раскольникам в лейбористском коридоре не место», — заявил один депутат.
Независимых депутатов кабинетами обеспечивает правительство. «Вряд ли это будет адская дыра, но и на первоклассную недвижимость рассчитывать не стоит», — сказал информированный источник. Помощник одного из отколовшихся депутатов заверил, что к выселению отнесется спокойно.
Назначить кабинет более низкого класса — одно из излюбленных наказаний «кнутов». Так, Борису Джонсону, когда он покинул министерство иностранных дел, пришлось довольствоваться крошечным кабинетом в дальней пристройке к зданию парламента. «Он такой крошечный, что втроем там уже не поместишься», — заявил один посетитель.