В последние 60 лет в сериях комиксов от издательства «Марвел комикс» (Marvel Comics) скруллы появлялись в многочисленных обликах — они превращались в супергероев, под видом людей выступали в качестве религиозных экстремистов, были пушечным мясом во всех потасовках с участием «мстителей». Вначале, когда скруллы только появились, они были даже крупным рогатым скотом — в «Фантастической Четверке 2» (Fantastic Four #2). Рид Ричардс (Reed Richards) превратил их в коров. (В абсурдистском мини-сериале 1995 года «Скрулл: Убийца полукровок»/Skrull Kill Krew для них это закончилось плохо — когда скруллов-коров забили и сделали из них гамбургеры, это привело к распространению болезни, похожей на коровье бешенство). Скруллы — это метаморфы-имитаторы. Скруллы — это террористы. Скруллам нельзя доверять.

(Внимание — спойлеры!)

В «Капитан Марвел» скруллы они другие. Это — люди. Это существа, сложное положение и борьба которых были неправильно истолкованы.

Это можно сказать не только о нескольких исключительных персонажах из числа скруллов, но и о скруллах как расе. В первых двух сценах фильма они могут показаться врагами, а крии — спасителями, но в третьей сцене это опасное предположение меняется на диаметрально противоположное. Скруллы в ней показаны как группа беженцев, которых по всей Галактике преследует и притесняет армия фашистского гегемона, империи Крии. В «Капитане Марвел» генерал Талос (Бен Мендельсон) превращается в персонажа, на стороне которого (а не против которого) идет борьба, и Вселенная показана глазами скрулла.

Этот ход используется не первый раз. В произведениях «Марвел комикс» перед читателями и раньше представали скруллы, вызывающие симпатию, но их способности менять свой облик, а также впечатляющие уши и подбородки традиционно служили признаком того, что эти существа не заслуживают доверия и чужды нам. Это — разновидность старого собирательного научно-фантастического образа представителей инопланетной расы, которые проникают в общество, чтобы заменить людей. Их даже могут воспринимать (что очень опасно) в качестве некоего олицетворения иммигрантов или представителей меньшинств — они «другие». Авторы «Капитана Марвел» опровергают это, ставя под сомнение мнения о том, кто является «хорошим», а кто «плохим» в любом повествовании о войне. На чьей мы стороне — на стороне людей, которые похожи на нас? (Крии даже со своей синей кожей все равно больше похожи на людей, чем скруллы.) Или же мы на стороне тех людей, которые вынуждены скрываться?

Кэрол Дэнверс (Бри Ларсон), к концу фильма знает, на чьей она стороне. Она тоже пряталась. На планете крии Хала она должна была сдерживать свои чувства, свои уникальные силы, даже скрывать свое прошлое. После аварийной посадки на Землю она постепенно узнает, что и там ей тоже приходилось сдерживаться. Она не могла служить в ВВС США, выполняя секретные боевые задания, и если вы усматриваете «гомосексуальный» подтекст в отношении ее связи с Марией Рамбо (Лашана Линч) — а многие уже это делают — тогда вполне возможно, что она скрывала свое истинное лицо и во времена, когда действовал закон «Не спрашивай, не говори» (разговорное название принятого в 1993 году в США закона, который запрещал служить в вооруженных силах США гомосексуалам обоих полов, если они не скрывали свою сексуальную ориентацию, а также требовал от командования и сослуживцев не выяснять сведения о сексуальной ориентации военнослужащих — прим. перев.). Осознав свою силу и реалии войны между крии и скруллами, она защищает скруллов не как летчик ВВС или как представитель Империи Крии — она делает это в качестве самой себя.

В этом отношении существуют прецеденты. Гомосексуально «запрограммированные» скруллы, такие как подруга (друг) Халка-женщины (She-Hulk) Джазинда (Jazinda) или Эффиджи (Effigy) в «Марвел: Потерянное поколение» (Marvel: The Lost Generation) появляются в комиксах уже много лет. (См. также: Ксавин в «Беглецах» и Тедди Альтман, полу-скрулл, полу-крии, бойфренд сына Алой Ведьмы). Но эти скруллы изображаются как нетипичные представители своего племени. Точно так же в «Народных мстителях» (Occupy Avengers) Хоукай (Hawkeye) с друзьями наткнулись на целый город скруллов, живущих в гармонии с людьми в Дангстоне, штат Айова. Но это был лишь единичный случай, а не суть всей истории скруллов.

«Капитан Марвел» — это новая глава в этом фантастическом повествовании. Фильм не просто показывает Галактику с точки зрения скрулла, авторы фильма призывают зрителей идентифицировать себя с ними. Как и скруллы, люди прячутся, маскируются, чтобы выжить в этом жестоком мире. Когда они защищаются, те, кто их угнетает и преследует, называют это войной. Подобно Талосу, копающемуся в воспоминаниях Кэрол, маргинализованные группы (а фактически все) присматриваются к историям других людей, чтобы выбрать способ выжить и найти безопасное место, в котором они смогут жить, будучи самими собой.

Эта идея, эта главная мысль, проходящая «красной нитью» через весь фильм «Капитан Марвел» находится в центре всех дискуссий о значимости фильма. Как первый самостоятельный фильм «Марвел» о супергероях, главным героем в котором является женщина, он уже стал частью дискуссии о трактовке, и частью этих споров являются скруллы — как олицетворение всевозможных групп людей, подвергающихся остракизму и записанных в изгои. Но одного лишь присутствия скруллов, с которыми можно было бы себя отождествлять, недостаточно. По-прежнему необходимо, чтобы в фильмах, особенно в фильмах о супергероях, было больше представителей маргинальных групп, и по-прежнему не следует ограничиваться одними аллегориями. И, возможно, лишь тогда идеи, подобные той, что хотят донести авторы «Капитана Марвел» — согласно которой чья-то «непохожесть» не является угрозой, и что беженцам просто необходимо убежище — действительно будут услышаны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.