В нашем стремительно меняющемся мире, в эпоху гиперпотребления Великий пост предоставляет нам приятную возможность проявить сдержанность и заняться самоанализом — независимо от ваших религиозных убеждений.

Сегодня Покаянный вторник, и по удачному стечению обстоятельств я нахожусь в Брюсселе, куда я приехала на конференцию. Это город является идеальным местом для начала периода поста, и он избавляет меня от соблазна попробовать пожарить блины, подбрасывая их на сковороде. Вчера вечером в моем приходе состоялся конкурс кулинаров, организованный для того, чтобы отметить приближение Великого поста. Мы выпили вина и наелись пирожными, прежде чем наступит период духовного очищения и поста.

Рождество — это праздник, который привлекает всеобщее внимание в обществе, постепенно становящемся все более светским. Между тем Пасха вызывает особый отклик в первую очередь среди христиан. Подготовка к пасхальным празднованиям подразумевает нечто большее, чем составление бесконечного списка целей и задач и серию корпоративов. Пасха подразумевает тихую сосредоточенность на ожидании, она заставляет вас заняться самоанализом и даже мысленным самобичеванием, а также надеяться на то, что в итоге мы станем лучше.

Поколение 2000-х годов с энтузиазмом восприняло современную версию аскетизма. Во многих моих диалогах в WhatsApp не раз мелькали вопросы вроде: «От чего ты отказываешься в Пост?» В то время как мои более зрелые друзья, как правило, говорят об отказе от шоколада, чая и кофе, люди моего возраста гораздо более радикальны и серьезны в своем выборе: они не заходят в твиттер, не употребляют алкоголь и не курят (это мой случай), становятся веганами или даже переходят на такой режим питания, который практикуют монахи. Мои друзья, которые собираются на церковные праздники и пасхальную службу, моложе меня. Даже те друзья и знакомые, которые никогда не посещали церковь на регулярной основе, нерешительно задают вопросы о службах, теологии и книгах — о том, с чего им вообще стоит начать, если они хотят понять, почему люди верят в Бога.

Всплеск интереса к различным формам духовности — необязательно к организованной религии — не стоит считать чем-то удивительным в случае с поколением, лишенным традиционных маркеров течения времени и вех в процессе взросления. Вступление в брак, приобретение дома и появление детей являются важнейшими вехами в процессе становления, и когда эти события по самым разным причинам становятся недоступными, это может внушить чувство опустошенности. Ритуалы дарят нам успокоение и напоминают о том, что мы живы, посредством умеренных неудобств, которые позволяют наглядно продемонстрировать скуку существования.

Период подготовки к Пасхе приносит особое удовольствие благодаря появлению истинного отложенного вознаграждения и дискомфорту, сопутствующему некоторому умерщвлению плоти.  Стремительные темпы жизни в 2019 году толкают людей к излишествам: нервное истощение и стресс подталкивают к злоупотреблению лекарственными средствами. Великий пост дает возможность ненадолго замедлить темп и проявить сдержанность: он доказывает, что вы способны контролировать себя, заставляет вас сделать шаг назад и задуматься над тем, что тревожит и разочаровывает вас в ваших повседневных привычках. В отличие от Рождества, празднование которого выстраивается в первую очередь вокруг социальных ритуалов, Великий пост — это глубоко личный процесс, шанс проанализировать собственное поведение, ваши отношения с миром и верой.

Последнее вызывает во мне особенно бурные эмоции. Все католики, с которыми я знакома, испытывают гнев в отношении тех церковных структур, которые десятилетиями попустительствовали и скрывали преступления, разрушали жизни и обманывали простых прихожан. Восстановление доверия сейчас кажется невыполнимой задачей. Это станет возможным, только если духовные лидеры искренне признают свою ответственность за содеянное. Но вместо этого они продолжают отрицать реальность, а люди, как посещающие церковь, так и не посещающие ее, продолжают испытывать гнев в связи с преступлениями кардинала Джорджа Пелла (George Pell).

Погружение в тишину Великого поста может стать долгожданным перерывом в этом порочном цикле ужасающих новостей, паузой внутри культуры труда, которая ставит присутствие на работе превыше всего, и внутри цифровой культуры, которая делает вас доступным для общения, то есть держит вас в напряжении, круглосуточно. Те неудобства, которым мы себя подвергаем в период Великого поста, вполне переносимы, потому что мы знаем, что он скоро закончится. Другие проблемы — слабое здоровье, горе, бедность — останутся надолго, но мы можем научить себя лучше с ними справляться, постоянно тренируя себя и разрабатывая стратегии для спасения.

Отказаться от сигарет в качестве епитимьи — это трудно, но это ни в коем случае нельзя сравнивать с попытками справиться со смертью близкого человека. Однако научиться понимать, как выглядит ваша эмоциональная реакция на травму или шок, очень важно. В долгосрочной перспективе это может очень вам помочь — помочь избежать разрушительных привычек, которые могут преследовать вас всю жизнь.

Нужно надеяться, что по завершении этого периода вы станете лучше — менее подверженным излишествам и менее ненасытным. Вам вовсе не обязательно точно следовать предписаниям в Евангелиях: многие из нас могут найти утешение и извлечь пользу просто из отказа от вредных привычек. Гиперпотребление не принесет вам счастья: какими бы ни были ваши убеждения, почему бы вам не использовать этот месяц для того, чтобы доказать, что вы способны на большую сдержанность, чем вы предполагали, и сделать себя немного лучше.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.