Бенто: С июня 2018 года женщины по всей стране имеют право водить машину. Что ты подумала, узнав об этом?

Лина: Запрет на вождение для женщин был сексистским, так что давно пора было его отменить. Это наше право. Такси и электрички здесь зачастую  в ужасающем состоянии, хотя ведутся работы по улучшению транспортных возможностей. Есть альтернативы: либо у тебя должен быть водитель, либо пользуйся Убером, либо пусть тебя возит кто-то из членов семьи.

Но не все мои знакомые женщины сразу же решились получить права. Сначала они побаивались.

— Почему?

— Многие боялись, что мужчины будут приставать к ним, потому что наше общество не привыкло к женщинам за рулем. Якобы мужчины почувствуют себя ущемленными, сочтут это покушением на их мужественность, ведь они привыкли, что машину всегда водят именно они.

Иногда действительно случалось, что мужчины окружали женщин, в одиночку сидевших в машине, и угрожали им.

Некоторые мужчины отвергают идею разрешить женщинам водить машину, потому что говорят, что на парковках уже не хватает мест, а на улицах слишком много машин, так что не хватало еще только, чтобы и женщины выехали на дорогу. Реальная же причина этого состоит в том, что они боятся вдруг ощутить себя менее полноценными.

Даже мой собственный отец писал мне сексистские сообщения: присылал мне фотографии розовых машин с приклеенными на фары «ресничками». Но мне было совсем не смешно. Многие мужчины даже не понимают, насколько это оскорбительно.

— Женщины все еще боятся?

— Думаю, нет. С тех пор, как все больше женщин стали ездить самостоятельно, другие тоже становятся смелее.

— Каким было твое первое занятие по вождению?

— Сначала я очень боялась. Моя инструктор по вождению приехала к нам домой и все мне объяснила. Потом мне пришлось сесть на водительское место и выехать с парковки. Я ехала очень медленно и осторожно. Но уже второе занятие мне очень понравилось.

Я испытала облегчение. Я вернулась домой с чувством победителя.

— Говорили, что очень трудно записаться на занятия по вождению, и что для женщин они стоят дороже. Как это было у тебя?

— Сначала цены были выше, но теперь обучение для всех стоит примерно 2 500 евро, если человек вообще не умеет водить.

Но, кстати, желающих записаться на курсы довольно много: сейчас время ожидания составляет примерно 10 месяцев. Поэтому я занимаюсь с частным инструктором. При этом в силу особенностей нашей культуры я могу заниматься вождением только в присутствии члена моей семьи или профессиональной преподавательницы, то есть женщины.

— А где твоя преподавательница получила квалификацию, если женщинам до сих пор было запрещено водить машину?

— В прошлом году открылись центры подготовки женщин-водителей. Некоторые лицензированные инструкторы-женщины учились у своих родственников или за границей. Можно, кстати, также поменять свое выданное за границей водительское удостоверение на местное.

— Сколько длится обучение — когда ты получишь права?

— Обычно в течение двух недель. Это зависит от того, сколько частных уроков было получено ранее.

— У тебя и твоей семьи есть машина?

— У нас три машины — две у мамы и одна у брата.

— То есть у твоей мамы уже была своя машина, когда тебе разрешили водить?

— Раньше у нас был водитель. Но мы работаем в разных районах города, так что удобнее будет, если я буду ездить сама. А мама предпочитает, чтобы ее возили и дальше — ей так удобнее, не приходится испытывать стресса на дорогах.

В Саудовской Аравии у людей постоянно появляются все новые свободы, но пока не ясно, сохранятся ли они в долгосрочной перспективе. Многие женщины-активистки, критикующие режим, вынуждены опасаться наказаний. И многие женщины, боровшиеся за отмену запрета на вождение автомобиля, сейчас сидят в тюрьмах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.