Если считать 2017 год годом искусственного интеллекта, то 2019 год войдет в историю как год 5G. 6 июня Министерство промышленности и информатизации КНР выдало первое удостоверение рыночному продукту с использованием связи 5G, а это значит, что данная технология начала официально применяться.

27 июня в Шанхае проходила выставка мобильной индустрии «Мобайл Ворлд Конгрес» (Mobile World Congress). На ней компания «Чайна Мобайл» (China Mobile) провела форум «Использование 5G в образовании — разум освещает будущее», во время которого была обнародована «Белая книга» о 5G «Умный кампус», где говорилось о шести сферах применения умного образования и путях решения существующих проблем. В том числе затрагивались темы обучения и преподавания, управления образованием, жизни в кампусе, красоты университетских городков, оценки образования, особенностей использования 5G. В документе говорилось о повсеместном строительстве умных кампусов с применением информационных технологий, таких как 5G, облачное программирование, большие данные и искусственный интеллект. Все эти меры должны будут ознаменовать начало использования технологий 5G в образовании.

5G — это сокращенное название беспроводной связи пятого поколения. От распространенной в настоящее время связи 4G ее отличают следующие три особенности: высокая скорость, низкий уровень задержек и высокая емкость. Следовательно, применение 5G в образовании имеет несколько отличительных черт. Во-первых, значительное расширение возможностей интернета вещей. При помощи приложений учителям станет удобнее отслеживать статистику, связанную со своими студентами, что повысит эффективность обучения. Во-вторых, меньшее число задержек и высокая скорость передачи данных позволит расширить применение в образовательном процессе виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и видеосвязи. Предполагается, что период запаздывания связи 5G сократится до 10 миллисекунд или меньше, а это 1/30 того времени, которое нужно человеку, чтобы моргнуть. Это позволит улучшить качество VR и AR, превратив их в образовательные инструменты. В-третьих, видеосвязь и дистанционные занятия могут стать более быстрыми и удобными, благодаря чему будет активизирован обмен образовательными ресурсами между городами и селами. 

В последнее время заголовки вроде «5G активирует образование», «5G изменит образование», «5G повысит уровень образования» появляются во многих СМИ. В научном сообществе стали вестись оживленные дискуссии по поводу связи между 5G и образованием. Сможет ли распространение связи пятого поколения решить проблемы дисбаланса образовательных ресурсов в разных регионах? Как 5G повлияет на образование в целом?

Из истории мы видим, что появление любой технической новинки приводит к радикальным изменениям в сфере образования. Однако в разные времена технические революции по-разному воздействовали на процесс обучения.

Так как образование входит в круг личных интересов каждого из нас, все мы с нетерпением ждем, чтобы новая техническая революция в корне изменила образовательную систему, как появление интернета перевернуло сложившееся представление о бизнес-моделях и финансовой системе. Мы надеемся, что связь 5G сможет полностью изменить сферу образования.

Еще в 60-х годах прошлого века, когда только начали появляться первые компьютеры, ученые задумались о том, чтобы заменить учителей машинами, говорили даже об отмирании школы, как места для получения знаний. Когда же появился интернет, ученые стали призывать использовать сетевые технологии в образовании. Все страны мира приложили максимум усилий в данной сфере, даже больше, чем в бизнесе и финансах.

И все же вплоть до настоящего времени в образовании не произошло никаких существенных перемен. Говорят, что еще до рождения основателя компании «Эпл» (Apple) Стива Джобса была сформулирована «проблема Джобса». Она состояла в решении вопроса: почему появление компьютеров так сильно изменило все сферы нашей жизни, кроме образования? В сентябре 2011 года бывший министр образования США Арне Дункан дал на него ответ: причина в отсутствии структурных изменений в системе образования.

Всегда считалось, что внедрение информационных технологий в образование происходит в три этапа: изменение инструментов и технологий, изменение модели образования и изменение вида школы. Обучение с помощью технических средств и использование PowerPoint относится к первому этапу, со вторым связано открытые онлайн-курсов и «перевернутые классы». Все перечисленные изменения связаны с составляющими образовательной системы и представляются необходимыми. Если коренным образом не изменится образ школы, то не произойдут перемены в структуре образования. Настоящие преобразования в данной сфере представляются весьма затруднительными и даже практически невозможными.

Образование неразрывно связано с культурой, идеологией, с развитием тела и духа, с будущим страны, поэтому нам трудно даже представить, как непросто проводить в нем какие-либо преобразования. Для решения всех вопросов, связанных с образованием, недостаточно просто иметь необходимые технологии. Не стоит думать, что техническая революция способна раз и навсегда решить все вопросы из сферы образования. Это весьма нереалистично. Именно так и происходит с 5G технологиями в образовании.

Исследуя связь между технологиями 5G и образованием, мы все еще ограничиваемся вопросами, связанными с инструментом и моделью. Иными словами, мы остаемся на первых двух этапах, не задумываясь о третьем.

Каким же образом нам добиться изменения образа школы и образовательной системы? В своей новой работе под названием «Школы будущего: новое понятие образования» я привел пошаговый разбор данного вопроса. Школы должны быть преобразованы в образовательные центры нового типа, где в результате применения технологий 5G удалось бы обеспечить комфорт, своевременность и совместное использование. Система школьного образования должна быть изменена, должны быть созданы государственные центры качественных образовательных ресурсов и новая система кредитов, должны быть сломлены барьеры между школами, общественными образовательными организациями и семьями, должны также применяться концепции «кто имеет способности, тот и будет учителем» и «урок прежде всего». После изменения образа школы и структуры образования необходимо начать применять такие современные технологии, как связь 5G, большие данные и искусственный интеллект. Таким образом можно будет создать новую образовательную среду и модель обучения, ориентированную на будущее. 

Чжу Юнсинь (朱永新) — профессор исследовательского института нового образования Университета Сучжоу, член Постоянного комитета НПКСК и заместитель председателя Центрального комитета Китайской ассоциации содействия развития демократии. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.