Интервью «Хало новины» с председателем Общества друзей Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики Яромиром Вашеком (Jaromír Vašek).
Haló noviny: Вы вернулись с Донбасса, где провели три месяца. Вы туда что-то зачастили…
Яромир Вашек: Да, у меня там много друзей. Люди там очень приятные и гостеприимные. Они мне очень помогают. Они благодарны за помощь и поддержку, которую мы им оказываем.
— Что нового Вы заметили, приехав туда снова по прошествии года?
— Я коротко расскажу о самом главном. В обеих республиках удалось провести выборы в местные народные советы-парламенты, а также выборы глав государств (верховных представителей). Таким образом, народными республиками теперь управляет новое руководство. Во главе ЛНР стоит Леонид Пасечник, а ДНР — Денис Пушилин.
Я отметил, что после выборов никто не выжидал сто дней, как мы привыкли, а тут же началась работа. Политики в обеих народных республиках вынуждены решать серьезнейшие вопросы, в том числе международные проблемы, связанные с непризнанием этих республик в мире. Однако лидеры убеждены, что когда-нибудь их признают. Я убедился, что жители Донбасса принялись за дело и стараются развивать свой край.
— Какая, по-Вашему, ситуация сложилась в экономике ЛНР и ДНР?
— Нужно понимать, что потенциал там огромный. Экономика Донбасса раньше кормила и снабжала всю Украину. Там плодородные почвы, и раньше там успешно функционировали многие крупные предприятия. Сегодня они страдают от низкого сбыта, и тем не менее уже появляются первые ласточки, предвещающие перемены. Укрепляются связи с Россией, а также с многими другими странами, например: Белоруссией, Казахстаном, Абхазией, Аланией (Южной Осетией), Приднестровьем. Обе народные республики торгуют даже с Польшей, Италией, Турцией и еще с 70 государствами. Это сотрудничество идет народным республикам только на пользу.
ЛНР продолжает шестилетнюю программу развития на 2018 — 2023 годы. В ДНР подобную программу готовят. Я уже отметил первые результаты в ЛНР. Я не был на Донбассе десять месяцев и сразу же увидел прогресс. Все возможное по максимуму делают для детей — будущего народа. Я видел множество новых или отремонтированных детских площадок, обновленных школ, спортзалов, компьютерных классов. Ремонтируется много зданий, в том числе жилых, пострадавших от войны. Кроме того, появляются первые небольшие новостройки. Постепенно ремонтируют дороги, которые при единой Украине (1994 — 2014 годы) не ремонтировались ни разу. Таким образом, я отметил подвижки как в экономике, так и в строительстве.
Более двух лет назад в народных республиках ввели так называемое «внешнее управление предприятиями», которые находились в частной собственности украинских олигархов. Пока эти предприятия (до начала 2017 года) оставались связанными с Украиной экономическими отношениями, Украина потребляла донбасский уголь и тому подобное. То есть эти предприятия платили налоги в украинский государственный бюджет. Но, как известно, Украина устроила полную экономическую блокаду Донбасса, а украинское государство осложнило выдачу социальных пособий и прочего. Поэтому налоги с донбасских предприятий стали направляться в бюджеты народных республик. Кстати, Украина продолжает потреблять донбасский уголь, но закупает его по более высокой цене через Россию. Это продолжается уже третий год. Бюджеты значительно увеличились, поэтому народные республики могут себе позволить то, что прежде было невозможно — более активное экономическое развитие и инвестиции.
Мне известно, что первого июля этого года на 35% возрастут заработные платы государственных служащих, а пенсии увеличатся на 27%. Также повысятся социальные пособия. А к первому января 2020 года ожидается такое же значительное увеличение зарплат и пенсий.
Донбасс очень нуждается в открытии тех предприятий, которые были законсервированы. Проблема в том, что многие пока не находят рынков сбыта для своей продукции. Но мне привели в пример Алчевский металлургический комбинат, который постоянно открывает новые производства и набирает новых сотрудников. Другие предприятия тоже возобновляют работу, растет добыча угля. Экономика постепенно развивается.
— Как население снабжается продуктами питания?
— Знаете, по магазинам я особо не ходил. Но и мне приходилось покупать там продукты, поэтому я могу ответить на ваш вопрос. Мне показалось, что цены на продукты остались такими же, как в прошлом году, а может, даже снизились. Очень подешевел хлеб. Его раздают почти даром. Продуктовые магазины открыты до 22 часов, и даже если приходишь в магазин вечером, на прилавках есть все основное. Снабжение продуктам осуществляется во многом за счет собственных ресурсов, а также благодаря поставкам из России, Белоруссии, а также Турции и Италии. Но больше всего там собственных продуктов, и снабжение налажено на довольно высоком уровне.
— А кому принадлежат магазины?
— Частным собственникам, а также кооперативам и государству. Например, рынки в ДНР до недавнего времени преимущественно были частыми, но возникали определенные проблемы с продавцами-частниками, поэтому теперь все рынки государственные. В ЛНР все по-другому: там есть и частные, и государственные рынки.
Что касается услуг, то ситуация аналогичная: есть частные, есть кооперативные и государственные.
— Что не изменилось?
— Ничего не изменилось в намерениях президента Украины. Новый президент, господин Зеленский, до выборов говорил, что главное — закончить войну на Донбассе, и первым его распоряжением будет прекращение огня. Тем не менее Зеленский сегодня допускает продолжение обстрелов и гибель людей. За неделю погибает по несколько бойцов, сражавшихся за свою родину. К счастью, в последнее время уже нет погибших среди мирных жителей, но есть раненые, в том числе дети. Украинские вооруженные силы обстреливают жилые дома, магазины, газопроводы, водопроводные станции, здания школ. И если они никого не ранят, но как минимум наносят большой ущерб инфраструктуре. Они обстреливают пожарных, медработников и ремонтников. Когда туда приезжала миссия ОБСЕ, она тоже превратилась в мишень. Украинская армия сбивает дроны ОБСЕ, которые ведут мониторинг ситуации, уничтожают камеры ОБСЕ, которые фиксируют, с какой стороны ведется обстрел. Зеленский по-прежнему требует вернуть Крым Украине, как и территорию Донбасса.
— Что Вы думаете об украинском президенте Зеленском?
— Те, кто поддерживали его на выборах, в том числе олигарх Коломойский, очень хорошо понимали, что он за человек. Он преследует их интересы. Даже если бы он искренне хотел закончить войну, предоставить Донбассу автономию и сотрудничать с Россией, силы, которые поддерживают Зеленского, ему этого не позволили бы. Думаю, при Зеленском мир на Донбассе так и не воцарится. Точно так же на ситуацию смотрят и местные жители. Нужно понимать, что еще со времен Майдана Зеленский финансировал националистические батальоны «Торнадо» (печально прославился тем, что похищал, пытал и убивал своих противников), «Айдар», «Азов» и так далее.
— Сколько жизней унесла гражданская война на Украине?
— Принято считать, что десять тысяч, но эту цифру нужно пересмотреть. Боюсь, что речь идет об одиннадцати и более тысячах погибших (это жертвы с обеих сторон). Вообще же в двух республиках проживает более трех с половиной миллионов человек.
— Вы возглавляете Чешский культурный центр в Луганске. Чем он занимается?
— Чешский культурный центр, который назван в честь Юлиуса Фучика, работает при Луганском национальном университете имени Владимира Даля. Все, кто участвует в его работе, делает это на добровольных началах бесплатно.
У меня там есть отличная помощница, которая очень помогала еще во время основания центра, а теперь представляет меня, когда я отсутствую. Центр располагает собственным помещением, в котором висит чешский флаг, есть небольшая библиотека, выставка, посвященная Чешской Республике. Там проводятся различные мероприятия. Пока все выглядит очень скромно.
— Что за мероприятия проводятся в Чешском центре?
— В прошлом году мы успели открыть центр и провести несколько дискуссий о Чешской Республике с участием школьников и детей, отдыхавших в летних лагерях (каникулы начинаются 26 мая). Кроме того, в республиканской библиотеке имени Максима Горького в Луганске мы провели дискуссию со студентами. В этом году нам удалось организовать в Луганске три дискуссии со студентами университета, а также несколько мероприятий в школах и школьных лагерях. Мы передали детям подарки от чешских друзей. Мы сотрудничаем с Сербским культурным центром, который в этом году открылся при университете имени Даля.
— О чем люди на дискуссиях Вас спрашивают?
— Главный вопрос, как чешское общество относится к существованию двух их республик. Я говорю им правду: официально признается целостность Украины, но я и мои друзья всячески поддерживаем народные республики.
Кроме того, в прошлом году мы открыли курсы чешского языка, которые, правда, не вызвали большого интереса. Первоначальный ажиотаж сменился равнодушием, что объясняется еще и тем, что в университете началась сессия. В этом году мы попытались продолжить курсы, но, как выяснилось, интерес к ним отсутствует. Что ж, ладно.
В прошлом году в Ровеньках, городке Молодой гвардии, мы открыли филиал Чешского центра и там тоже провели несколько мероприятий в сотрудничестве с местной библиотекой, школой, домом детей и молодежи и детским лагерем. Там я опять убедился, что местные дети не знакомы с типичными чешскими детскими играми, хотя есть и похожие игры, хотя называются они по-другому. При содействии двух школ нашему центру удалось провести легкоатлетические соревнования, и мы даже презентовали дипломы и сладости победителям.
Раз уж мы заговорили о нашей работе, то скажу, что в январе этого года на деньги чешских дарителей нам удалось собрать новогодние подарки для ста детей из Луганска, а кроме того организовать кукольный спектакль.
У нашего Общества друзей ЛНР и ДНР уже есть свои сторонники и помощники на Донбассе. Мы, в свою очередь, помогаем тем, что доносим до чешской общественности информацию о том, как там живут люди. Пусть это публикуют только «Хало новины» и еще несколько серверов, но в эпоху «медиакратии» это закономерно.
Я рассказал вам в общих чертах о деятельности Чешского центра. Общество друзей организует и другие мероприятия, дискуссии здесь, в Чешской Республике, а также демонстрации перед украинским посольством. Два раза в год мы проводим памятные акции, посвященные жертвам пожара второго мая 2014 года в Одессе.
— Как жители Донбасса отреагировали на недавний указ российского президента, который предоставил им право на упрощенное получение российского гражданства?
— Насколько я понял, поговорив со многими людьми, это вызывало большой интерес. Сообщается, что до 92% жителей Донбасса заинтересованы в получении российского гражданства. Однако тот же интерес проявляют и люди, проживающие по ту сторону границы, то есть украинцы, которые массово приезжают в ЛНР и ДНР, чтобы получить гражданство ЛНР или ДНР, ведь это обязательное условие для получения российского гражданства.
— Каким был Ваш обычный день во время трехмесячного визита на Донбасс?
— Каждый день я старался узнавать что-то новое, знакомиться с новыми людьми и укреплять дружбу с теми, кого узнал в прошлом году. Я много занимался Чешским центром, для которого привез несколько новых чешских книг, переданных дарителями. Книги эти, разумеется, переведены на русский язык.
Поскольку центр работает при университете имени Владимира Даля в Луганске, как я уже говорил, у меня была возможность пожить в местном студенческом общежитии. Там я также питался.
Почти три недели я пробыл в Донецке, который хотел хорошенько узнать. Там, к сожалению, мне не удалось открыть Чешский культурный центр. И все же я встретился с представителями музеев, библиотек, школ, спортивных клубов и принял участие во многих интересных мероприятиях, в том числе в уборке на территории разрушенного Иверского монастыря, который находится близ донецкого аэропорта. В ДНР я также побывал в Макеевке.
— Есть сайт, на котором публикуются имена тех, кто критикует нынешний украинский режим. Знаете ли Вы о нем?
— Да, он называется «Миротворец», и его содержит (якобы неофициально) украинское Министерство внутренних дел. Мое имя там тоже есть, как и имена еще 32 чехов, которые побывали в Крыму или народных республиках Донбасса. Этим сайтом пользуются националистические и даже фашистские украинские группировки. Официально сайт зовется Центром исследований преступлений против основ национальной безопасности Украины, мира, безопасности граждан.
— Как сотрудничают между собой две народные республики?
— Тесно. Именно потому, что большинство стран мира отвернулось от них, они очень тесно сотрудничают. Они устраняют бюрократические барьеры в области пошлин, и на границах почти не проводится досмотров. Также они сотрудничают в экономической области, ведут совместные проекты. Мне кажется, что не за горами их интеграция, а может, и интеграция с Россией.
— По профессии Вы учитель, и Вы 30 лет проработали в чешских школах. У Вас, несомненно, была возможность понаблюдать за тем, как ведется обучение там…
— Да. Я присутствовал на нескольких уроках в начальной школе. Требования к детям там высокие (это осталось еще с советских времен). С нашими школьными требованиями не сравнить. Дети дисциплинированы, учатся ежедневно и делают домашние задания. Престижно получать хорошие отметки, и большинство учеников учится на отлично. Таким образом, начальное и среднее образование там находится на высоком уровне. Я знаю, что они многое делают для системы образования и возвращаются к элементам российской образовательной системы. Они позаимствовали и некоторые учебники.
Интересно, что в ЛНР и ДНР детей по-прежнему учат украинскому языку и литературе. Они изучают украинские реалии и так далее. Это отличает их от образования на Украине, где от преподавания русского языка и литературы отказываются.
— Какие перспективы есть у донбасских детей и молодежи?
— К сожалению, ситуация сложная. Пока их перспективы ограничиваются двумя народными республиками. Правда, они еще могут поехать в Россию. Если они добились больших успехов в спорте или искусстве, то у них есть возможность под собственным флагом выступать на территории России.
Все зло — от войны. Люди (и те, кто живет у линии соприкосновения, и те, кто живет в других частях Донбасса) ясно говорят, что уже очень устали от войны. Но согласиться на постмайдановский украинский режим они не могут, и именно поэтому в 2014 году после референдума появились две народные республики. Жители Донбасса говорят всем чешским друзьям, что поддержка и помощь сейчас очень важны для них. Они знают, что, несмотря на ситуацию, где-то далеко у них есть друзья. И они очень благодарны за это.