Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

CIIC (Китай): домашнее задание для детей не должно быть «домашним заданием для родителей»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Родители не должны делать домашние задания за детей, ведь образование — это процесс воспитания и становления человека, а стремления «сделать все за ребенка» лишает детей самостоятельности. Частично в этом виновата и сама система образования, которая оценивает конечный результат, но не учитывает практические навыки ребенка и степень его участия в выполнении задания, пишет китайское издание.

Каждый год перед летними каникулами министерство образования Китая выпускает рабочее объявление для начальных и средних школ, где говорится о том, как следует организовать работу, связанную с летними каникулами в начальных и средних школах. Особое внимание было уделено запрету домашних заданий, для выполнения которых необходимо участие или помощь родителей. Это вызвало большой резонанс среди семей школьников, а также заставило нас задуматься о связи между учебой в школе и дома.

В последние годы домашнее задание для детей превратилась в домашнюю работу для родителей. Они все чаще берутся за нее в летний период, поскольку на каникулах требуется выполнить не только привычные задания по учебникам, но также и задания других типов, которые ученикам трудно сделать самостоятельно без помощи родителей. На этот раз, благодаря «громкому заявлению» Министерства образования, для учеников будет снижена нагрузка, родители смогут расслабиться, а домашние задания снова станут как прежде.

Обычно родители сталкивались с такими ситуациями: чтобы помочь своему ребенку сделать поделку из железных банок, вся семья шла покупать напитки в таких банках, чтобы потом из них можно было сделать свое «творение»; чтобы помочь своему ребенку со сложным исследовательским докладом, родители сначала сами изучали предмет, а потом писали о нем работу. Или: чтобы помочь ребенку нарисовать красивую картинку, родители сами делали наброски и потом раскрашивали его. Оценка ставилась за конечный результат, а практические навыки детей и их участие в выполнении задания зачастую не учитывались. Кроме того, иногда такие детские домашние задания становятся причиной соперничества между родителями, что увеличивает зависимость детей от них, взращивает в них психологию постоянного соперничества, а иногда побуждает родителей нанимать профессионалов для более качественного выполнения задания. Очевидно, что только научный подход к разработке домашнего задания и установление более объективных стандартов оценивания смогут уменьшить нагрузку на родителей, а также сделать так, чтобы домашние задания помогали закреплять полученные знания и улучшать всевозможные навыки, приобретенные детьми.

Большинству родителей, во-первых, необходимо избавиться от мысли «сделать все за ребенка». Надо приучать его делать работу самостоятельно, воспитывать в нем привычку хорошо учиться. Во-вторых, «уменьшить нагрузку» не значит «снять ответственность». Родителям не нужно делать домашнюю работу за своего ребенка, однако это не означает, что им можно не интересоваться его уроками и тем, как он учится. Совсем наоборот, необходимо тратить много времени и сил, обращать внимание на мелочи, объяснять ребенку то, что он не понял, в полной мере участвовать в процессе его взросления. Только в таком случае домашнее задание окажется полезным. Министерство образования также призвало родителей «распределять обязанности по дому, учитывая возраст и личностные качества своих детей, воспитывать в них привычку трудиться, повышать их трудоспособность». Необходимо быть уверенными, что школа и родители работают сообща, дополняют друг друга, ведь только так можно достигнуть результата и дать ребенку шанс нормально расти и развиваться.

Образование — это процесс воспитания и становления человека, и здесь стоит избегать формализма. Для воспитания ребенка нужно все: домашняя работа, обучение в классе и внеклассная практика. Но это только методы обучения, а не конечная цель. Если они смогут дополнять процесс роста ребенка, приобретения им знаний, выступать в роли критерия его взросления и прогресса, то только тогда образование сможет сыграть свою роль в становлении всесторонне развитого человека. В последние годы многие начальные, средние школы и родители пришли к единому мнению, что качество образование необходимо улучшать. Один за другим стали появляться новые методы образования. В этих условиях мы должны понимать всю суть и правила новых методов образования, а также приложить все силы, чтобы они были направлены на процесс взросления и развития наших детей.

Великий китайский педагог Тао Синчжи сказал: «Образование должно находить отклик в сердце. Оно сможет дойти до глубины души, только если само идет от сердца». Только совместными усилиями родители и учителя смогут добраться до души ребенка и дать ему воспитание и образование, создав благоприятную атмосферу для его роста и развития.