Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

South China Morning Post (Гонконг): изменение климата и китайские туристы — российское озеро Байкал подвергается сразу двум угрозам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что добраться до Байкала нелегко, восхищенные путешественники стремятся к озеру по воздуху, на автомобилях и в поездах, тратя на поездку много времени. Озеру угрожают чрезмерный туризм и климатические изменения. Это очень похоже на ситуацию с филиппинским островом Боракай, который был на время специально закрыт от туристов.

— Расположенному в южной Сибири самому большому и глубокому озеру в мире угрожает чрезмерный туризм

— Россияне опасаются наплыва китайцев, но климатические изменения могут сильнее навредить их жизни

Об озере Байкал часто говорят в превосходной степени. Это расположенное в российской южной Сибири крупнейшее в мире пресное озеро еще и самое глубокое, древнее и одно из самых чистых. Несмотря на свою длину в 636 километров и площадь в 31 722 квадратных километра, этот знаменитый охраняемый ЮНЕСКО объект стал жертвой чрезмерного туризма, и мало что свидетельствует, что в ближайшее время люди станут меньше к нему ездить.

Несмотря на то, что добраться до него нелегко, восхищенные путешественники стремятся к Байкалу по воздуху, на автомобилях и в поездах, тратя на поездку много часов, а иногда и дней. Большинство туристов хотят попасть к озеру, когда оно покрыто льдом — с января по апрель, чтобы посмотреть на его кристально чистый лед и поразительные узоры, образующиеся на поверхности в процессе замерзания воды. Лед может достигать полутора метров в толщину и выдерживает большинство транспортных средств.

«Неотступный назойливый рев снегоходов постоянно слышен здесь в разгар туристического сезона», — писала британская газета «Телеграф» (The Telegraph) в июне.

В прошлом году озеро Байкал приняло более 1,6 миллионов туристов, большинство из которых были россиянами. Однако по данным Иркутского туристического агентства, и число китайских путешественников, желающих посетить эту достопримечательность, выросло на 37%. На недавнем съезде специалистов по водным ресурсам специальный представитель России по вопросам охраны природы, экологии и транспорта Сергей Иванов сказал: «Рано или поздно нам придется искусственно ограничивать поток туристов на Байкал, как бы печально это ни звучало. Если мы хотим сохранить уникальность Байкала и сберечь его в чистоте, мы должны что-то сделать». 

Это очень похоже на ситуацию с филиппинским островом Боракай, который закрыли в прошлом году на полгода, чтобы не дать ему стать «выгребной ямой», как выразился президент Родриго Дутерте (Rodrigo Duterte). Для Байкала проблема утилизации мусора тоже сейчас одна из самых серьезных. По мере того, как растет число туристов, там строится все больше отелей, и ни у одного из этих новых сооружений нет адекватной канализационной системы или сооружений для утилизации отходов. «Мусор прибывает с невероятной скоростью», — говорит Сергей Иванов, добавляя, что человеческие фекалии отправляются прямо в озеро. Крупнейшие в мире запасы питьевой воды, очевидно, находятся под угрозой.

Встает вопрос, кому выгоден туристические бизнес. В мае «Нью-Йорк таймз» (The New York Times) писала, что владелец российского отеля Андрей Суханов взял бензопилу и отправился к строящемуся китайскому отелю, который должен был загородить вид на Байкал из его здания. Местные жители очень поддержали то, что он выступил против врага. «Если мы им позволим, китайцы захватят все», — сказал газете Суханов, который живет в Листвянке, курортном городе на берегу озера, который еще называют Байкальской Ривьерой. Также он пожаловался, что китайские бизнесмены не платят налогов и добавил, что, если бы они это делали, «у нас были бы нужные нам школы и инфраструктура».

Опасения усиливает и то, что Пекин находится ближе к Байкалу, чем Москва, пусть цифры еще и не подтверждают теорию — пока. В прошлом году из 1,6 миллиона туристов, посетивших Байкал, 186 200 были китайцами. По информации «Нью-Йорк таймз» местные жители полагают, что путешественники из Срединного государства, которые часто по-своему называют Байкал древним именем Хань — Северное море — надеются вернуть себе этот регион, который был передан России по договору 1858 года. 

Однако намерения одной китайской пары, с которой поговорила американская газета, кажутся менее хищными. На вопрос, что их привело на берега огромного водоема, они сыграли душераздирающую эстрадную композицию певца Ли Цзяня, благодаря которому, по словам газеты «Глобал таймз» (Global Times), это место в Сибири и стало излюбленным направлением китайских туристов, желающих хорошо провести отпуск.

Но туристическая индустрия озера Байкал подвергается еще большей опасности, чем поток китайцев, вдохновленных стихами Ли. Это климатические изменения. Озеро находится в одном из самых быстро нагревающихся регионов планеты, и его вода становится все более теплой, а лед — тонким, что влияет на микроскопические формы жизни и экосистемы, которые там есть. Российские экологические активисты настолько обеспокоены, что обратились за поддержкой к защитнику окружающей среды с русскими корнями Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio). Инстаграм голливудской знаменитости наводнили мольбы о помощи, но еще неизвестно, захочет ли и сможет ли звезда «Титаника» предотвратить эту катастрофу.

«Стыд за полеты» (Flygskam — шведское понятие, означающее, что человек каждый раз испытывает стыд, когда летает на самолете — прим. перев.) еще не охватил Азию. Согласно докладу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который был опубликован в прошлом месяце, в 2018 году на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось 37,1% всех пассажиров в мире, и восемь из десяти самых загруженных авиамаршрутов ведут именно в этот регион, из которых три связывают с остальным миром Гонконг. 

Маршрут из Гонконга в Тайбэй занимает второе место в мире (со своими 28 447 рейсами в год), после перелета из Куала-Лумпур в Сингапур. Четвертое место занимает маршрут Гонконг-Шанхай (20 678 рейсов), а Гонконг-Сеул Инчхон занимает восьмое место (15 770 рейсов). 

По оценкам, приведенным в докладе, эффективность использования топлива с 2010 по 2018 год увеличилась на 12 %, хотя Александр де Жюньяк (Alexandre de Juniac), генеральный и исполнительный директор Международной ассоциации воздушного транспорта, признал, что отрасли еще предстоит многое сделать. «Мы понимаем, что экологичность очень важна для того, чтобы продвигать преимущества авиации», — заявил он.

Хотя истинная экологичность («предотвращение истощения природных ресурсов ради поддержания экологического баланса») в авиационной отрасли невозможна, сколько бы новых типов топлива не придумали специалисты, похоже, что эти «преимущества» будут продолжать привлекать людей все равно.

Южный тайский остров Пхукет долгое время был одним из самых популярных мест среди любителей проводить отпуск в Юго-Восточной Азии. Однако 2019 год пока что был не слишком удачным для этого острова. Ряд факторов, в том числе вопросы безопасности, появившиеся после трагедии с кораблем в прошлом июле, низкий курс юаня и высокий курс бата, привели к тому, что число китайских туристов там значительно сократилось. По сообщению газеты «Бангкок пост» (Bangkok Post), заполняемость отелей во втором квартале составила 65 %, что «необычайно мало», тогда как число путешественников из Срединного государства снизилось на 70 % по сравнению с тем же периодом в 2018 году.

В настоящее время на острове насчитывается 93 941 гостиничных номеров, без учета вилл и общежитий. Между тем, консалтинговая фирма гостиничного бизнеса C9 Hotelworks сообщила, что в ближайшие пять лет на рынке появятся еще 15 000, что будет плохо не только для бизнеса, если предложение по-прежнему будет превышать спрос, но и для окружающей среды. 

Тем временем Управление по туризму Таиланда работает над привлечением «качественных туристов», которые тратят больше средств в ресторанах, спа-центрах и на аттракционах, и способствуют «экологичному [снова это слово] туризму». Вероятно, поэтому оно не будет сдерживать развитие по туристическому направлению, которое в настоящее время и так в нем не нуждается.