Лет пять назад я консультировал восемнадцатилетнюю девушку. Привела ее мама. Маму беспокоило, что дочку не удается пристроить на работу. Только определят, как через неделю уволят. А ребенок ничего рассказать не может — только плачет. Ребенок год назад закончил колледж по специальности «международный туризм». Сначала мама во всем винила систему, а потом подумала, что, может быть, с дочкой что-то неладно. Возможно, депрессия.
О, это слово депрессия!
Я начал беседовать с девочкой. Вскоре выяснилось, что она не знает не только иностранных языков, но и названий стран, в которых на этих языках говорят. С таблицей умножения у нее тоже были сложности. Нечего и говорить о том, что о гостиничном бизнесе, в котором специализировалось дитя, она тоже никакого понятия не имела. Мама объяснила мне, что с третьего класса носила подарки учителям, а преподавателям колледжа просто оплачивала все экзамены. Дочка сидела, потупив взор (слово «потупив» здесь особо уместно). Маме я сказал, что если платить тем, кто будет держать девочку на работе, то неприятностей можно избежать, но на зарплату девочка рассчитывать не может. «А в чем же смысл?», — спросила мама. Шутку она явно не оценила.
Тогда я сказал маме, что девочке надо нанять учителей, которые дали бы ей знания хотя бы за пять классов средней школы. А девочке сказал, что она должна начать читать книги. Услышав слово «читать», девочка зарыдала. Именно зарыдала, а не заплакала. Никогда — ни до того, ни после — я не вызывал у своих клиентов такого потока слез. Читать книги — это уже слишком!
Оговоримся: девочка не была умственно отсталой. Ее интеллект работал нормально, но очень мало. Умственная лень, осложненная развалом образования в стране — таков мог бы быть точный диагноз. Школьное образование катилось в тартарары на моих глазах.
Читать книги — это уже слишком!
Надо ли говорить, что никаких сведений это дитя вполне обеспеченных родителей не имело. Амбиций, впрочем, у него хватало. Вернувшись домой, он устроил родителям скандал, в ходе которого сказал, что школа — для старых козлов, и пусть они туда и ходят. Но мы, старые козлы, школу давно закончили. А молодые козлята, по сути, и не начинали.
Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Поражает не столько отсутствие знаний, сколько полная потеря интереса к ним. Обращаясь к студентам, я иногда говорю, что они никогда не получат дипломов. В аудитории поднимается возмущенный ропот. Тогда я объясняю, что дипломом называется документ, складывающийся пополам. Есть даже наука — дипломатика (не путать с дипломатией), которая изучает такие документы. Нынешние «дипломы государственного образца» — пластиковые карточки. И по определению дипломами не являются.
Эти пластиковые карточки имеют несколько степеней защиты от подделки. Но, по сути, сами они являются грубой фальсификацией. Иногда я допускаю совсем грубую шутку — предлагаю после получения засунуть эти дипломы в банкомат и попробовать получить по ним деньги. Банкомат по такой карточке не выдаст ни копейки. И правильно сделает.