Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

El Mundo (Испания): запоздалое закрытие

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМавзолей В.И. Ленина на Красной площади
Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стоит ли сохранять монументы, которые не были закрыты в свое время и которые больше не имеют художественной и исторической ценности? Если их снос невозможен по разным причинам, может быть, стоит оставить их в запустении, пока не наступит момент их саморазрушения и забвения?

Самый простой способ закрыть монумент — это никогда его не открывать. Это было хорошо известно немецким властям после Второй мировой войны, когда они разрушали все здания, которые могли бы напомнить о недавнем и столь ненавистном прошлом. Так было снесено ведомство канцлера и здания, в которых Гитлер разработал свою идею Тысячелетнего Рейха. В то же время под огромным количеством обломков были погребены и другие не настолько важные постройки, но тоже очень символичные. Таким образом, в Берлине появились искусственные холмы, до сих пор являющиеся самыми высокими местами в городе.

Немедленный снос зданий сразу после трагедий, пока все чувства еще свежи, самый эффективный. Всё усложняется, когда монумент не закрывают вовремя и он сохраняется, как Мавзолей Ленина, сундук для забальзамированного тела, который постсоветские власти не хотели или не могли снести и который вызывает яростные споры в современной России.

В отличие от Мавзолея Ленина «Долина Павших» — это не просто могила. Там похоронены Франсиско Франко и Хосе Антонио Примо де Ривера, а также тысячи солдат, погибших во время Гражданской войны. Таким образом, это монастырь, которым управляет общество крайне правых бенедиктинцев. По традиции, если в монастыре кто-то погребен, они ревностно заботятся о душах своих покровителей. Речь идет об огромной базилике, построенной при помощи так называемого тунелепрокладчика, которых в те времена ещё не существовало, а именно руками политических заключенных. И наконец, это национальное католическое произведение такого направления в искусстве, как ленд-арт (land art). Крест этого мемориального комплекса виден за десятки километров и стал отличительной чертой гор, окружающих Мадрид.

С другой стороны, «Долина Павших» — это сам по себе проблемный памятник. Его значимость заключается как в сомнительной художественной ценности, так и в его историческом содержимом. По большей части «Долина Павших» является монументом с тлетворной аурой, по-прежнему распространяющейся от тела, погребенного под каменной плитой весом в 1,5 тонны. И возможно, когда это тело будет эксгумировано, Долина превратится в место, где будут жить одни призраки. Что же в таком случае послужит оправданием содержанию мемориала, которое обходится в миллионы евро в год?

Как подступиться к этому архитектурному и идеологическому сплетению? Альтернативы не самые убедительные. Памятник примирению? Маловероятно: комплекс так и остался бы отмеченным своим роковым идеологическим происхождением. Использовать его по-другому? Также маловероятно, разве что мы перестанем использовать базилику-туннель в качестве монастыря и превратим ее в бункер Национального разведывательного центра или в хранилище для ядерных отходов.

Снос? Совершенно невозможно: речь идет о национальном монументе, поэтому ни одно правительство не захочет и не сможет, чего бы ему это ни стоило, принять подобное решение. Есть ли другие варианты? Возможно, постепенно и незаметно оставить комплекс в запустении, пока не наступит момент, и будущие поколения не придумают, что с ним делать или во что его превратить. Например, в археологическое и идеологическое месторождение, на которое можно смотреть издалека. Думать о «Долине Павших», как о современном памятнике, возможно только, если мы представим его в руинах.