День повышения налога в Японии

Это событие вызвало бурные дебаты. Тем не менее с 1 октября в Японии повысили потребительский налог с 8% до 10 % (К напиткам и еде, за исключением алкоголя и ресторанов, и подписке на газеты применяется 8% налог). 

Лично я занимаю следующую позицию. Являясь сторонником жесткой финансовой политики, я считаю, что повышение потребительского налога — это естественная мера. Наоборот, это было сделано слишком поздно. 

Некоторые эксперты настаивают на том, чтобы отложить повышение налога или вообще не делать этого, заявляя о нынешней экономической стагнации и рисках мировой экономики, однако есть ли гарантии того, что японская экономика восстановится, а все риски мировой экономики будут устранены? 

Наоборот, велика вероятность еще большего ухудшения состояния экономики. Я думаю, что, если сейчас не поднять налог, то это будет означать отказ от дальнейших попыток перестройки финансовой системы.

В Японии потребительский налог был повышен всего на 2%, но даже это было сделано с большим трудом. С учетом этого мне кажется, что на фоне распространения популистских настроений в демократических странах политики больше не смогут определять размер налоговой ставки. 

Что касается японского потребительского налога, то, по моему мнению, его также лучше отделить от политики: пусть он автоматически регулируется в зависимости от экономической и финансовой обстановки, или пусть его определяет искусственный интеллект. 

С этой точки зрения пример России представляет определенную ценность. На самом деле, в начале этого года в России также был повышен налог. Ставка налога на добавочную стоимость (НДС), что соответствует японскому потребительскому налогу, была увеличена с 18% до 20%. Несмотря на это, в России это не вызвало большого резонанса и дебатов. Дело в том, что администрации Путина удалось сравнительно гладко и успешно поднять размер налоговой ставки. 

Что такое НДС в России

Для начала хочу дать краткую справку о российском НДС.

История НДС в России началась примерно через три года после того, как в Японии был введен потребительский налог. В конце 1991 года прекратил свое существование СССР, и в новой России, возглавляемой президентом Борисом Ельциным, кабинет министров во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Аркадием Гайдаром поставил перед собой цель совершить радикальный переход к рыночной экономике. 

В рамках этих реформ в России также было решено ввести НДС, который применяется в западных странах. Это было сделано 1 января 1992 года, и размер налоговой ставки составил без малого 28%. 

Гайдар пошел на шоковую терапию и предпринял крайне смелые меры. 

Тем не менее впоследствии за всю историю российского НДС налоговое бремя в основном облегчалось. Уже в феврале 1992 года на некоторые основные продукты питания налог был снижен до 15%. 

В начале 1993 года НДС уменьшили до 20%, и были введены пониженные налоговые ставки. Льготные налоги, составляющие 10%, распространялись на основные продукты питания и товары для детей. 

Более того, в начале 2004 года НДС был снижен до 18%. В 2019 году размер налоговой ставки был увеличен с 18% до 20%, и, на самом деле, это первый случай, когда налог в России был повышен. 

Итак, пониженные налоговые ставки известны в качестве одной из самых больших глупостей на Земле, однако в мире немало стран, которые пошли на эти меры. В России также пониженные налоговые ставки были введены в 1993 году, и с тех пор они постоянно поддерживаются на уровне 10%. В настоящее время, помимо основных продуктов питания и товаров для детей, они также распространяются на периодическую и образовательную литературу, медикаменты и билеты на внутренние рейсы. 

Что касается продуктов, то под льготы подпадают только такие основные вещи, как мясо, яйца, молочные продукты, масло, сахар, хлеб и овощи. На бакалейные товары пониженные налоговые ставки не распространяются. При этом стоит отметить, что в отличие от Японии в России налоговая ставка не зависит от того, возьмешь ты с собой купленные продукты или съешь их на месте. 

В России периодическая литература пользуется льготами, и это немного похоже на Японию, где газеты добились послаблений, однако в России пониженные налоговые ставки распространяются также и на журналы. Если ты покупаешь журнал в магазине, также применяется пониженная ставка. 

Примечательно, что в России НДС — это вид налога, который выплачивается больше всех остальных. Другими словами, реальность такова, что разрыв между суммой налога, которая должна быть выплачена в будущем, и реальными налоговыми сборами составляет менее 1%. 

Глава Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин заявил, что в Европе этот разрыв в лучшем случае составляет 10% — 15%. Он с гордостью отметил высокий уровень российских результатов. Ранее в России также уклонялись от уплаты налогов, однако в 2013 году была введена система автоматического слежения за уплатой НДС, и с тех пор ситуация серьезно улучшилась. 

Кстати, в последнее время в России наблюдается профицит бюджета, и по прогнозам, в ближайшие три года эта тенденция сохранится. С точки зрения финансов Россия не находится в стесненном положении, но почему же бремя народа утяжелили именно в этот момент? Ответ заключается в российских национальных проектах, о которых я рассказал в статье «Перспективы путинских проектов перестройки России»

Администрация Путина хочет пустить дополнительные доходы, полученные от увеличения НДС, на реализацию национальных проектов. 

Почему россияне не взбунтовались?

Правительство России взяло курс на повышение ставки НДС с 18% до 20% 14 июня 2018 года. Как я отметил в статье «В тени успешного Чемпионата мира по футболу рейтинг Путина снижается», в тот момент, когда россияне сосредоточили все свое внимание на матче-открытии Чемпионата мира, было объявлено о повышении пенсионного возраста и НДС, и после этого рейтинг администрации Путина серьезно упал. 

Я был уверен, что пенсионная реформа и повышение налога вызовут у россиян примерно одинаковый гнев, однако в сравнении с пенсионной проблемой реакция на увеличение НДС не была такой резкой. По мнению местных экспертов, у среднестатистического россиянина нет достаточных знаний для того, чтобы уловить связь между повышением налога и ростом цен, поэтому повышение налога в начале 2019 года не вызвало ощутимого резонанса. 

Действительно, возможно, из-за того, что НДС не придается особого значения, в России не вырос спрос накануне увеличения налога и не произошло экономического спада после. Единственное, был отмечен лишь небольшой рост инфляции. 

В соответствии с результатами анкетирования, проведенного в России в июле 2018 года, о повышении НДС с 2019 года знало 65% респондентов. Тем не менее о том, что текущая ставка НДС составляет 18%, знало всего 32% опрошенных. 

Похоже, на самом деле россияне не сильно задумываются о НДС. В ходе общенациональных выборов в Японии проблема потребительского налога вызвала горячие дебаты, однако я не слышал, чтобы тема НДС поднималась во время выборов в России (возможно, постоянное снижение до этого также повлияло на ситуацию).

Я думаю, должны быть причины, почему россияне не сильно задумываются о налоговом бремени. В России НДС существует для внутреннего пользования. В магазинах на ценниках указана только цена с включенным налогом (я думаю, что в западных странах аналогичная ситуация). 

Когда расплачиваешься за покупку и тебе выдают чек, в нем указывается сумма НДС. Например, ниже я привожу в качестве примера чек за покупки в московском супермаркете, которые я сделал в сентябре. 

Из общей суммы, составившей 895,46 рубля, НДС я выплатил в размере 105,41 рубля, по 10% ставке — 23,91 рубля. Этот чек из крупного супермаркета «Ашан», поэтому в нем указан налог на каждую позицию.

Тем не менее из-за подобной системы о сумме налога узнаешь только после покупки. Некоторые вообще не изучают чеки, а некоторые не могут рассмотреть цифры в силу возраста. 

В связи с этим, несмотря на то, что НДС подняли с 18% до 20%, многие россияне не обратили на это внимания. Это выгодно для государства, собирающего налоги, однако налогоплательщики не чувствуют сильного беспокойства от уплаты НДС. В результате люди, будучи налогоплательщиками, не задумываются о своих правах. 

Кстати, в России ресторанный бизнес также выплачивает НДС, однако по технологическим причинам в чеке не расшифровывается сумма налога, и это также является одной из причин, по которой люди не обращают внимания на налоговую ставку. 

Итак, повышение в России НДС в январе 2019 года не вызвало политических проблем и прошло гладко. Можно сделать следующий вывод: администрация Путина умело воспользовалась тем, что россияне плохо разбираются в этом вопросе. Очевидно, что как бы позитивно это ни отражалось на финансовой ситуации, такая модель в Японии работать не будет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.