Существует множество теорий, почему Россия все никак не может стать страной с современной рыночной экономикой. Согласно одной из них, проблема состоит в ее привязанной к природным ресурсам экономике. Но не исключено также, что дело в доминировании неформального ведения дел — эта сфера, имея очень давние традиции, весьма устойчива к модернизации.
Ребенок сидит рядом с матерью и скучает. Лишь его пальчики не хотят оставаться без дела — он постоянно сгибает и разгибает их и производит какие-то странные движения. Мать в ходе разговора тоже производит какие-то схожие движения пальцами. Но участники проекта, реализуемого частным Московским фондом поддержки социальных исследований «Хамовники», в рамках которого исследуются структура занятости и техник выживания в одном небольшом городке на Дону, знают, что это за странные движения.
Руководителю фонда «Хамовники» Симону Кордонскому нравится рассказывать такие истории. Родившийся в 1944 году на Алтае социолог изучал химию и биологию в Томском университете и защитил диссертацию по теме «Циклические процедуры научного исследования» в Новосибирском государственном университете. Во времена позднего СССР он входил в круги критически настроенной по отношению к системе интеллигенции, а после «Перестройки» построил успешную карьеру, поработав, в частности, генеральным директором Центра проблем гражданского общества и частной собственности и руководителем Экспертного управления администрации президента. С 2008 года Кордонский руководит кафедрой местного самоуправления московской Высшей школы экономики.
Неформальная экономика
В центре внимания его научных интересов находится неформальная экономика, в которой, похоже, задействованы даже пятилетние дети. Так, ребенок учится у своей матери вязать и машинально воспроизводит пальцами характерные движения. Многие жители городка под названием Новохоперск, где проживают участники этого интервью, задействованы в производстве пуховых платков и других товаров из козьего пуха и овечьей шерсти.
Когда социалистический строй, при котором люди работали с полной занятостью, рухнул, это имело катастрофические последствия, в первую очередь, для маленьких провинциальные городов и деревень. Именно для их жителей — многих и многих тысяч людей — старинные промыслы стали настоящим «спасательным кругом». В производстве пуховых платков — в работе «сети мануфактур», как ее называет Симон Кордонский — в тех краях принимают участие до 70 тысяч жителей. Он рассказывает с улыбкой, что по ночам в городе работает оптовая ярмарка, где товары закупают цыгане, перепродающие их потом в розницу. Будучи самозанятыми, люди не платят налоги и социальные страховые взносы, и для государства они остаются, по сути, «невидимыми».
Невидимая рука российского умения выживать — любимый научный «конек» Кордонского. Ему нравится все, что в реальной жизни работает в соответствии с собственными неписаными правилами и представлениями о справедливости — «понятиями». Если бы Кордонский был романтиком, он бы процитировал известные строки поэта-лирика Федора Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить», вышедшие из-под его пера в 1866 году. Но он не романтик и говорит, что Россию невозможно понять лишь потому, что ее оценивают неправильными мерками.
Потому что, хотя российские экономисты, социологи и административный персонал и приняли стандарты мышления своих англосаксонских коллег, именно это, по его словам, «и мешает нам оценивать отношения, в которых мы живем». Из этого несоответствия он делает суровый вывод: ни горячие сторонники либерального рынка, в 1990-х годах стремившиеся модернизировать Россию «с помощью лома», ни власть имущие, ни тем более законодатели ничего не могут поделать с реальными отношениями. Страна попросту остается «неизмеренной». Поэтому властям недостает основ понимания того, как управлять территориями и правильно распределять ресурсы. Кодифицированное право сталкивается с «понятиями», по которым, собственно, живут люди в стране. Так что на региональном и местном уровне царит хаос.
Идиома реальности
Фонд «Хамовники», основанный в 2006 году предпринимателем Александром Клячиным, поставил перед собой цель изучить этот хаос. Сотрудники фонда проводят «полевые исследования» с участием антропологов, этнографов и социологов в отдаленных поселениях и всевозможных «медвежьих углах» — вплоть до Крайнего Севера и Дальнего Востока. Они собирают и анализируют информацию, которая не находит отражения в официальной статистике и результатах опросов общественного мнения. Конечно, углубленные интервью и наблюдения на месте нельзя назвать оригинальными исследовательскими методами, но важно то, что им удается посмотреть на реальные социальные структуры «незамыленным взглядом». Речь идет о вещах, которые находят отражение не в абстрактных терминах и статистических данных, а в повседневных действиях и регулирующих механизмах. И результаты вполне заметны.
Так, эксперты фонда «Хамовники» уже много лет изучают различные формы самозанятости («промыслов»), которые после краха социалистической государственной промышленности, по сути, являют собой старинные формы производства из времен феодализма и раннего капитализма. В частности, можно говорить об «отходе» (сезонной трудовой миграции из деревень и малых городов в промышленные центры и столичные города). Количество неофициально занятых «отходников» оценивается в 15-20 миллионов. Наряду с «отходом» можно говорить и о так называемой «гаражной экономике», в которой трудятся миллионы самозанятых граждан, занимающихся самыми разными вещами от ремонта автомобилей и производства мебели до сдачи в аренду жилых гаражей. И чем меньше рабочих мест есть в том или ином регионе, тем больше людей задействованы в «гаражной экономике».
Третьей и довольно заметной формой «промысла» является собирательство. Речь при этом не только о сборе ягод и грибов, нелегальном рыболовстве или охоте на медведей, но и о неформальных лечебных практиках: магии, торговле травами, целительстве и религиозных обрядах, в частности, шаманизме. В общей сложности в России живут около 30 миллионов человек трудоспособного возраста, которые получают исключительно неофициальные доходы, идущие мимо российского бюджета. Еще восемь миллионов человек имеют неофициальные подработки. При этом общая численность трудоспособного населения в стране оценивается примерно в 80 миллионов человек.
Неформальные термины вроде «промысла» или «отхода», обозначающие трудовые отношения в России, в целом, отражают историческую архаику социальных и экономических отношений в стране — устойчивость «досовременности», которая после краха социалистического строя, по идее, должна была бы уступить место рыночной экономике.
Сырьевая экономика и сословное общество
Но в том-то и дело, что только «по идее». По словам Кордонского, превращения в «нормальное» государство с рыночной экономикой и классовой структурой не происходит. В целом ряде своих теоретических работ, таких как «Ресурсное государство» (2007), «Сословная структура постсоветской России» (2008), «Социоэкономические основы постсоветского режима в России» (Socio-Economic Foundations of the Russian Post-Soviet Regime) (2016), он рассматривает своеобразие «российской системы» и вопрос о том, почему страна, несмотря на все революции и реформы, все равно скатывается обратно к своей исходной «матрице», весьма устойчивой к попыткам модернизации.
Причины этого Кордонский видит в двух неразрывно связанных друг с другом феноменах: ресурсной экономике и сословном обществе. При этом под «ресурсами» он понимает не только приносящие стране прибыль природные ресурсы, но и всевозможные ценности, которые можно «продавать, распределять, хранить и списывать». Товары и деньги в «ресурсном государстве» являются, по его словам, «неправильной реальностью». Власти отбирают у одних «элементов системы» ресурсы и распределяют их между другими, но «таким образом, что недостаток ресурсов всегда можно использовать в качестве рычага власти». В итоге властям остается всего лишь манипулировать ограниченными ресурсами.
Ресурсы, по словам Кордонского, государство распределяет в соответствии со статусом того или иного сословия. При этом каждый получатель ресурсов возвращает какую-то их часть обратно дающей стороне (эта часть называется «откатами», которые являются неотъемлемым элементом экономической деятельности в России). По мнению эксперта, «откаты» не надо путать с коррупцией, которая обычно играет ключевую роль в отношениях между государством и рынком. В гораздо большей степени «откаты» можно сравнить с феодальной «сословной рентой»: каждый платит ее в соответствии со своим сословием. Парадоксальным образом именно борьба с «несуществующей коррупцией» стала для сословия госслужащих (спецслужб, полиции, органов юстиции) прибыльным «промыслом» и инструментом перераспределения государственных ресурсов, подчеркивает Кордонский.
Как бы то ни было, в России одновременно работают сразу две нормативные системы: официальная, прописанная в нынешних законах, и неофициальная, опирающаяся на «понятия». Они сосуществуют на одной территории и зачастую даже «в одном и том же человеке». Эта реальность, по словам Кордонского, является ответной реакцией на «перманентные усилия государства по модернизации» и существует она, по меньшей мере, со времен Петра Великого. Ее следствием стало бегство населения от государства в такую жизнь, где оно пытается выжить (занимаясь «промыслом»).
Так что в России, по мнению Кордонского, кодифицированное право, которое определяет экономические отношения, при этом не имеет легитимности и лишь провоцирует конфликты — вместо того, чтобы решать их. «Понятия» со своими закрепленными претензиями на тот или иной размер «сословной ренты», являются нелегальными, но легитимными в рамках отношений между экономическими и государственными субъектами, а «откаты» и репрессии являются регулирующими механизмами. Чем мягче будут штрафы для тех, кто пользуется «народным добром», тем больше будет его украденная доля. При этом иногда (при реализации некоторых крупномасштабных проектов) их доля может достигать 70% финансирования. Для сравнения: во времена сталинского террора «откаты» составляли жалкие 3-4%.
«Трудно осознать»
Кордонский на основе своих исследований делает весьма жесткие выводы. Во-первых, он отвергает анализ «российской системы» на основе позаимствованных на Западе понятий и методов, поскольку они подходят только для демократических стран с рыночной экономикой. Во-вторых, он поддерживает идею перевода государственных институтов из «официальной, но полной изъянов правовой сферы» в неофициальную сферу, «где люди живут по „понятиям“».
Нет ничего удивительного в том, что «традиционные» социологи при упоминании имени Кордонского пожимают плечами и называют его «дилетантом» и «странным». Их раздражает критика с его стороны, когда он говорит, что российские экономисты понимают собственную страну не лучше, чем иностранцы, и без конца прописывают ей рецепты, который терпят крах, сталкиваясь с реальной жизнью. Его утверждение, что рыночная экономика могла бы возникнуть в России лишь тогда, когда из проектов по регулированию и реформированию по западному образцу ушел бы Левиафан, а люди продолжили бы жить по своим «понятиям», действительно весьма спорно, тем более что довольно велика вероятность, что национальные особенности борьбы за выживание повлекли бы за собой все тот же крах. Как когда-то шутил британский социолог Теодор Шанин (Teodor Shanin), «развивающаяся страна — это страна, которая не развивается».
Так что же: следующая ночная ярмарка в небольшом городке на Дону так и останется всего лишь очередным «поворотом» на «карнавале» модернизации? По крайней мере, сам факт ее существования приоткрывает небольшое «окошко», в которое можно взглянуть на российскую «глубинку», а Кордонский и его коллеги знакомы с ней очень даже хорошо. Своими исследованиями, свободными от любых запретов на размышления, социологи вносят важный вклад в то, что своенравный российский народ со своими «понятиями» выйдет из тени западных проекций.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 морду бы вам набить, еврофашистские ублюдки - тогда бы вы перестали задавать идиотские вопросы и строить "теории" Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 2 Alexxandro, этот интеллигентишко из подонков либерального пошива на деньги Сороса разъезжает по глубинкам, изучая каа подопытных, исполняя наказ западных банков, ведущих свои бесчеловечные расчёты. 
| -41 фашистик, а чо у тебя половина населения мечтает слинять на Запад - в приоритете - в Европу? 
| 0 anakoshyka, у вас - большинство желают слинять в Россию..на моей памяти из Средней Азии, Молдавии и Украины..правда такой искренней ненависти к собственным властям как у узбеков я нигде не встречал... 
| 0 Хохлятина, ты в курсе, что 55% немцев хотели бы свалить из германии? При чем 30% НАВСЕГДА? И это относительно благополучная германия. Про твою нищую дыру руину говорить даже не стоит. По последним данным 80% руинской молодежи мечтает свалить подальше от чубатого стада ;) 
| 0 anakoshyka, при проведении опроса в хохлопии выяснилось,что 50% - фашисты, а 50% - хатаскрайники а по результатам опроса в борделе 50% вообще оказались проститутками брехло ты хохлопское - вот нет среди моих знакомых, которых весьма не мало, каждого второго, который хочет "слинять" - может ты со свинарнией попутал - где уже ПОЛОВИНА драпанула? арифметикой владеешь-то, нелюдь? было 52 - стало 35, из них 10 постоянно за кордоном - сколько осталось-то тех, кто не свалили? 
| 2 Alexxandro, Забавно, что он столько всяких промыслов перечислил, но не указал на плем грантососов) 
| 0 "По словам Кордонского, превращения в «нормальное» государство с рыночной экономикой и классовой структурой не происходит." --------------- Откуда это либеральное с замыленным местом животное вылезло? Изучает, понимаешь, результаты разрушения социалистического строя с бесчеловечным цинизмом. Что есть "привильная экономика". Это как раз Запад живет по законам силы и понятиям. Классовое общество со своей расово-социальной и профессиональной сегрегацией. Как раз России трудно стать настолько "нормальной" с точки зрения больного либерального животного, потому что шоковая терапия до конца не убила в россиянах человека. Предпринимательское стремление раскорячиться или вскарабкаться кому-нибудь на шею пока присуще только сильно ушибленным волею судьбы или памятью о репрессированных предках. Социализм не убивает инициативу, а капттализм сужает рамки выбора, а в критической ситуации толкает на преступления. Но в либеральном обществе судят только слабых, а сильным прощают. Только ксенофобы могут возносить паразитическую систему эксплуатации. Капитализм не приспособлен к созиданию, он лишь потребляет ресурсы. Но истребив последние остатки идеализма и любви к ближнему, оно пожрёт лишь само себя, захлебнётся в каловых массах, которые некому будет убирать. Ибо клуб суицидных гедонистов наперёд не загадывает, плывя по течению своих нездоровых страстей. ------------ Разрушение социализма началось не вчера, не при Хрущёве, гораздо раньше. И стало возможно благодаря страха в окружении стаи голодных шакалов-буржуинов. Испугались интеллигентики веры народа в справедливость, поэтому убили всех марксистов, считая что те хотят погубить традиционные ценности. А они всего лишь булками хрустеть хотели. ------------- Да, иерархическая система распределения благ даёт сбои вследствие гедонистических наклонностей и себялюбия некоторых представителей, которых всё реже отвергала имунная система общества. Миазмы предательства было сложно победить в условиях бесконечного военного положения. Семья, государственность и собственность стали компонентами либерального гниения, от еоторого не удалось избавиться с крахом Мировой (мирной) революции. Я имею ввиду не парламентский путь, а путь перевоспитания жлобов в людей труда. Запад считал трудовой лагерь на благо общества (ГУЛаг - Главное Управление Лагерей, Солженицын пугал администратичным отделом) страшнее растрельных рвов и крематроиев для женщин, детей и стариков. Ибо для капитализма человеколюбие смертельно. И поэтому он хотел уничтожить человеческое, превратив людей в животных, борящихся за выживание. Чтобы единицы прозябали в изобилии и роскоши, миллионы других должны страдать. Капитализм - это лишь очередная ыорма обманв, через распределенин прав, знаеом еоторых является право (обеспечение насилием). Одна рука намывает другую, а работают исключительно лузеры (се ля ви) или попавшие в беду. Долшовое рабство, вот что такое аапитализ. И жульничество на заёмные ресурсы (посредством заменителя - денег). ------------- "Своими исследованиями, свободными от любых запретов на размышления, социологи вносят важный вклад в то, что своенравный российский народ со своими «понятиями» выйдет из тени западных проекций." Но этим овертоновским "окошком" их же и прихлопнет, глупых либерастов. Хотя они спят и видят себя в Америке, в безопасности. В том мире, который прозябает и чахнет над златом, угрожая миру ржавым пистолетом. 
| 1 скучно..нормально управляют территориями..ими и прирастают при случае..а неудачники - мечтают ни о чем... 
| 11 Выучился человек на химика. Если бы не перестройка, то работал бы в каком-нибудь НИИ, пользу приносил, может открыл или изобрёл что-нибудь. А теперь вынужден заниматься шарлатанством, дурить доверчивых европейцев. Несчастье. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 sokolov.andr, судя по его карьере -- он всегда был диссидоидом и борцуном с крававым режымом! 
| 7 Очередное подтверждение факта, что польские евреи с фамилиями оканчивающимися на -ский - евреи, видящие в России лишь временную дойную корову. Вот цитата Симона из его "Экономики России" - "И «норма отката» может очень сильно варьироваться. Норма отката контролируется репрессиями. Если берешь «не по чину» , ты попадаешь под репрессии. Бывает, когда «норма отката» очень низкая, как в сталинские времена, а бывают времена, как сегодняшние, когда она доходит до 70%. Но это ни в коем случае не коррупция. Это конституирующий феномен экономики. Если бы не было «отката», то ничего бы не крутилось, не работало. Никакого интереса распределять ресурсы бесплатно – нет."(с) Как видите - полная безнадега. Где-то дети и женщины ткут, но реализовывать у себя некому - все и так с платками, а разьзжать по стране не сподобились скооперироваться, или открыть свой сбыт через сети маркетов. Потому продают оптом, за копейки, перекупщикам - цыганам, а те уже, по своим общинным каналам распродают с рук с 10 кратной наценкой (за меньшее они не берутся). И работники в минусе, и государство без налога. И еврей- социолог рад - описывая жизнь нецеевропейских "папуасов". Если Мишустин не переломает систему откатов, Россия погибнет. Если переломает - цыгане уедут в Румынию, евреи в Израиль - потому как в полностью прозрачной экономике им ловить нечего. Даже "социологам". И скатертью дорога! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 v.pudzh, прадед мой с фамилией оканчивающимися на -ский.Большевик,польский еврей.Когда русским выдавали кусочек хлеба по карточкам,ему пекли французские булочки и жарили гусей.Он хорошо усвоил постулат Ленина- "Ивашек надо дурить". 
| 0 mig, у вас прекрасное чувство иронии про круасаны и жареных гусей ВАШЕМУ прадеду - большевику. Теперь попробуем побыть Шерлоками Холмсами. Карточная система в СССР (отметаем версии что вы продолжаете жить в Польше, или речь о Российской Империи, тогда был бы прапрадед) вводились с 25 марта 1917 по 1921 (НЭП), потом снова с 1929 по 1935 w.histrf.ru/articles/article/show/kartochnaia_sistiema_v_sssr потом с июля 1941 по 14 декабря 1947. Итак, три периода, причем два последних отпадают, т.к. Сталин пресекал номенклатурные излишества. Остается действительно Ленин и Троцкий, когда в ходу было слово "большевик". Далее обратимся к другому источнику - книга Солженицина "200 лет вместе" Не перегружая бедное иносми длинными абзацами цитат, коротко - как только прорвалась черта оседлости, польские евреи как ртуть растеклись по всей России, занимая все возможные руководящие должности, часто устраняя их прежних занимателей под разными предлогами, так они для себя компенсировали прежние как они считали, ущемления в правах. ВОЗМОЖНО, именно это мы наблюдали в лихие 90-е, когда семья Нааины распределяла народное достояние России соплеменникам. Семибанкирщина, письмо Эд.Тополя с призывом остановить беспредел. Имеенно ТАМ закладывалась та самая система ничего не давать даром НЕ соплеменникам, оттуда проблемы моногородов и всякое препятствование самоорганизации несоплеменников. Пример: Кондопога, ставшая знаменитой погромами 2000-х.Единственный крупный целлюлозный комбинат - источник денег, в руках еврея. единственные места где тратить деньги - кафе в руках чеченцев Русским и карелам только работать. А вы - про кусочек хлеба и круасаны с гусями... 
| 0 v.pudzh, нет,не отметаем.Именно после освобождения Белоруссии в 1944 году.Русским Ивашкам доставался кусок чёрного хлеба,а руководству всё что пожелаешь. 
| 4 этот козёл помогал рушить СССР? 
| 0 Чушь какая-то. Как будто откаты, охота и рыбалка, собирательство, знахарство, коррупция - это все только в России находится. Насколько я помню, все эти импортные "Ноги" - они тоже все мошенники... 
| 0 Попытка натянуть сову на глобус засчитана. 
| 3 Вот только почему эти "исследователи" не напишут книгу о том, на чем поднялась и основывается экономика швейцарии - или про зубные коронки, которые даже не все переплавить успели - но успели доставить в банки страны - писать некошерно? Как и про финансовое обслуживание торговлишки янки и рейха аж до 45-го года? 
| 2 Понимает ли товарищ смысл понятия "Левиафан", который вложил в него создатель -- Гоббс? Видимо, он считает, что это синоним понятия "государственная машина". Меж тем как смысл его совсем иной -- свободные граждане делегируют легитимность суверену.
Показать новые комментарии (0)Alexxandro
Чтоб я так жил
anakoshyka
levenkool:)
Александр Рыбакин
Alexxandro
nik_anat15
Чтоб я так жил
levenkool:)
sokolov.andr
3lirium
v.pudzh
mig
v.pudzh
mig
azbukiwedi
Serg.ham
mugruslan
Alexxandro
i910
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)