Пропеллерные сани, быстро передвигающиеся по снежной равнине

Еще до того, как появились автомобили и снегоходы, одним из средств передвижения по снегу были сани. Их могут тянуть собаки, лошади, олени, а иногда даже люди, однако если к саням приделать мотор, они будут двигаться сами еще быстрее. Так появились аэросани.

Аэросани — это русское слово, состоящее из двух частей: аэро (воздух) и собственно сани. Они передвигаются по снегу при помощи пропеллера, установленного сзади, поэтому им было присвоено именно такое название. 

На английском аэросани — это snow plane. Они были изобретены случайно. В 1903 году русский изобретатель Сергей Неждановский испытывал воздушный винт. Он установил его на сани, и так появилось новое средство передвижения. Он даже запатентовал свое изобретение. 

Строение аэросаней крайне простое: на сани устанавливается двигатель с пропеллером, а также топливный бак. Они стали прекрасным средством передвижения по снегу. Кроме того, их себестоимость была низкой, поэтому в России они получили широкое распространение. 

В частности, в начале ХХ века автомобили только начали появляться, и их характеристики были отсталыми, поэтому на них было опасно передвигаться по снегу или льду. В то время снегоходов еще не было, поэтому аэросани стали применяться в Сибири и других снежных регионах для перевозки людей и грузов. Кроме того, в городах аэросани использовали в качестве средства передвижения для развлечения. 

Поэтому неудивительно, что в России аэросани начали применять в военных целях. Во время Первой мировой войны на прибалтийском фронте их использовали для разведки, связи и небольших диверсий. 

Пропеллер — слабое место

Во время Второй мировой войны, которая началась с нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года, было налажено массовое производство аэросаней. В ноябре того же года между Финляндией и СССР, который был создан после Русской революции, разразилась Первая советско-финская война, в ходе которой советские войска активно пользовались аэросанями, устанавливая на них пулеметы. 

СССР, подтвердивший эффективность аэросаней в ходе первой войны с Финляндией, приступил к их дальнейшей модернизации во время второй финской войны, а также войны с Германией. Были разработаны и применялись в боях различные типы аэросаней: от двух до многоцелевых пятиместных и даже бронированных. 

Вместе с тем у аэросаней были и слабые места. Поскольку ходовая часть состояла только из полозьев, они застревали в скалистой местности. То есть применять их можно было только на сравнительно ровной поверхности. Кроме того, при перегрузке полозья утопали в снегу, и сани не двигались, поэтому необходимо было следить за весом. В связи с этим у них были такие слабые места, как невозможность установки тяжелой брони и вооружений, а также неустойчивость при сильном ветре из-за легкого веса. 

Из-за этих недостатков после Второй мировой войны в армии распространились снегоходы и снегомобили с резиновыми гусеницами. Аэросани, которые, помимо СССР встречались также в Северной Америке и Северной Европе, в основном стали предметом развлечения или хобби. 

Между тем в России производятся более крупные модели для перевозки людей и грузов в Сибири. Например, в 1960-е годы появились КА-30. Кузов изготовлен по типу микроавтобуса вместительностью до восьми человек. Максимальная скорость составляет 100 километров в час. 

Аэросани производятся в России до сих пор. Доля российской продукции на мировом рынке составляет 90%. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.