Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): Всемирный фонд дикой природы нацеливается на самого богатого человека России, стоящего за крупнейшим разливом нефти в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В критической статье, посвященной разливу дизельного топлива в Арктике, автор рассуждает об опасностях технологических катастроф, наносящих ущерб экологии. Так, он сравнивает нынешнюю ситуацию с разливом нефти, который произошел у берегов Аляски в 1989 году и добавляет, что Норникель привлек российских и зарубежных специалистов для поиска способов повышения промышленной безопасности в арктическом регионе.

Миллиардер Владимир Потанин просто хочет вести тихую и размеренную жизнь. Но, когда его компания «Норильский никель» оказалась виновницей разлива 20 тысяч тонн дизельного топлива в Арктике, российские защитники природы взбунтовались. Теперь они призывают его к ответственности. Они хотят, чтобы он взял на себя вину за один из самых масштабных разливов нефтепродуктов в России.

«Мы абсолютно уверены в том, что эта авария произошла из-за небрежного управления в области безопасности окружающей среды и экологических рисков. Именно поэтому мы направили открытое письмо Потанину», — сказал Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России.

С того момента акции «Норникеля» падают. Эта компания является крупнейшим в мире производителем палладия и высокосортного никеля, а также крупным производителем платины и меди.

По словам журналистов из медиа-ассоциации «Синдикат-100», сотрудники местных правоохранительных органов трижды пытались арестовать журналистов «Новой газеты», которые приезжали в Норильск, чтобы освещать экологическую катастрофу, произошедшую 29 мая.

Что случилось?

Из-за повреждения резервуара с дизельным топливом на принадлежащей «Норникелю» ТЭЦ-3 в Кайеркане (в районе Норильска) более 20 тысяч тонн дизельного топлива разлились далеко за пределы промзоны и попали на окрестные луга, в реку Амбарную, а также, возможно, часть нефтепродуктов по реке попала в крупное озеро Пясино. Причиной этой аварии стало внезапное проседание свай фундамента под резервуаром для хранения топлива, с которым не было никаких проблем на протяжении более 30 лет.

В этом районе было собрано более 33 килотонн воды и смеси воды с топливом, а также более 172 килотонн зараженной почвы. Как сообщают представители компании, к настоящему моменту было собрано и вывезено около 90% разлившегося топлива.

Пока неясно, попадет ли часть этого топлива в Северный Ледовитый океан.

«Потанин пытается скрыть истинные масштабы трагедии. Ответственные чиновники, которых он контролирует, сознательно замалчивают тот факт, что загрязняющие вещества движутся на север, — написал гидрогеолог из Москвы Георгий Каваносян, посетивший место разлива. — Потанин пытается преуменьшить масштабы этой катастрофы».

Сейчас Потанин старается держаться в тени. Представители его компании не отреагировали на просьбу прокомментировать стремление Всемирного фонда дикой природы (WWF) привлечь самого богатого человека в России к ответственности за эту аварию.

Ниже приведен отрывок из открытого письма фонда:

«Мы считаем, что в этой ситуации руководство компании и вы лично должны взять на себя полную ответственность за произошедшую экологическую катастрофу и немедленно принять за счет средств «Норильского никеля» все необходимые меры для устранения ущерба и предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Во-первых, мы ожидаем максимально открытой позиции и информирования о причинах и следствиях этой аварии, а также о тех мерах, которые были приняты. В первые несколько дней после утечки мы наблюдали попытки скрыть информацию о том, что случилось. Экспертам WWF России, получившим информацию о масштабах разлива из социальных сетей, пришлось вмешаться и проинформировать «Морскую спасательную службу. Такая секретность, а также публикация ложной информации неприемлемы».

WWF, «Гринпис» и другие организации отметили, что Норникель молчал слишком долго, и сравнили эту катастрофу с разливом нефти из танкера «Эксон Вальдес» (Exxon Valdez), который произошел у берегов Аляски в 1989 году.

О разливе дизельного топлива под Норильском стало известно лишь спустя два дня после аварии, когда фотографии последствий этой катастрофы появились в социальных сетях.

Президент России Владимир Путин объявил чрезвычайную ситуацию федерального уровня и распорядился провести масштабную операцию по ликвидации последствий.

Эксперты «Гринписа» оценивают экологический ущерб, нанесенный морской экосистеме российской Арктики, в 1,4 миллиарда долларов. По словам чиновников российских экологических ведомств, потребуется около 10 лет для того, чтобы биологическое разнообразие арктических вод вернулось на тот уровень, который был до аварии. В этой хрупкой экосистеме обитает множество видов, которые можно встретить только в российской Арктике, поэтому некоторые защитники окружающей среды назвали этот разлив нефтепродуктов «самой страшной экологической катастрофой в Арктике».

Представители «Норникеля» утверждают, что причиной разгерметизации резервуара стало таяние вечной мерзлоты. Представители WWF обвиняют руководство «Норникеля» и лично Потанина в том, что они пытаются использовать глобальное потепление, чтобы избежать наказания за стареющую инфраструктуру компании и уйти от ответственности за вопиющую халатность и неумелое управление. В июне некоторых сотрудников предприятия уволили за провинности, которые не были связаны с самим разливом, но были связаны с работами по устранению его последствий.

По словам наблюдателей, стареющую инфраструктуру предприятия уже давно пора было заменить. Следователи выяснили, что ставший причиной разлива резервуар был сделан в 1980-х годах и что, скорее всего, с тех пор его никак не модернизировали. Формально этот резервуар был снят с эксплуатации в 2016 году и подлежал восстановительному ремонту, однако его продолжали использовать — и вот чем это обернулось.

В прошлом совет директоров предприятия не раз поднимал вопрос о стареющем оборудовании, однако никаких действий в этом смысле не предпринималось, о чем сообщил один собеседник The Financial Times.

«Норникель делал то, что делают все российские компании со старым советским оборудованием. Они не хотят вкладывать средства в модернизацию», — сказал Евгений Шварц, бывший директор по природоохранной политике WWF России, который сегодня занимает должность независимого директора в «Норникеле».

Российские власти завели уголовное дело, а Путин выступил с крайне резкими комментариями касательно того, как руководство компании повело себя после аварии. Однако, по мнению наблюдателей, с учетом масштабов катастрофы все это выглядит так, будто Потанина пока просто слегка пожурили.

59-летний Потанин, чье состояние составляет примерно 20 миллиардов долларов, занимает 41-е место в списке самых богатых людей мира. Он руководит Норникелем уже почти 25 лет.

Российские обозреватели и инвесторы видят в Потанине одного из старейших российских олигархов, который тесно связан с членами семьи бывшего президента России Бориса Ельцина и с Путиным.

В 1990-х годах он занимал различные высокие посты в российском правительстве. Он был одним из тех людей, которые стояли за политикой приватизации государственных активов после распада Советского Союза. Он воспользовался тем моментом, чтобы приобрести Норникель примерно за 170 миллионов долларов — теперь эта компания является одним из крупнейших в мире металлургических гигантов и оценивается в 50 миллиардов долларов.

За пределами мира бизнеса Потанин является одним из главных спонсоров «Ночной хоккейной лиги», которую основал Путин. Он сам время от времени играет в хоккей с Путиным и является одним из самых влиятельных бизнесменов страны, к которому Путин прислушивается.

Это уже не первый случай, когда Норникель оказывается участником международного экологического скандала.

В 2016 году на Надеждинском металлургическом заводе произошла утечка нескольких тонн солей железа, в результате чего река Далдыкан под Норильском окрасилась в ярко-красный цвет. Фотографии этой реки быстро распространились в соцсетях, и многие мировые СМИ тоже их опубликовали. В течение нескольких дней представители Норникеля все отрицали, но в конце концов они признали, что утечка солей железа действительно имела место.

По словам сотрудников Норникеля, Потанин не появлялся в Норильске уже много лет. Он управляет своим предприятием из Москвы или из своего дома на Французской Ривьере, где он проводит очень много времени.

2 июля представители компании объявили, что Андрей Бугров, проработавший там семь лет, станет старшим вице-президентом Норникеля, курирующим вопросы экологии и защиты окружающей среды.

У Бугрова большой опыт работы в сфере защиты окружающей среды, социальных вопросов и внутрикорпоративных отношений. Он будет координировать деятельность различных групп акционеров, которые инвестируют в развитие Норникеля.

Европейские фонды очень трепетно относятся к теме защиты окружающей среды, и этот разлив нефтепродуктов может обернуться для компании потерями в смысле привлечения сознательных европейских капиталистов.

По словам Бугрова, Норникель планирует укрепить сотрудничество с российскими и иностранными исследователями и специализированными организациями, занимающимися экологией Арктики и зон вечной мерзлоты, чтобы совместно изучать особенности вечной мерзлоты и искать способы повышения промышленной безопасности в этом регионе. «Наши совместные усилия позволят нам найти самые передовые решения и внести вклад в защиту Арктики», — сказал он.

Репортер Forbes Дэвид Доукинс (David Dawkins), который пишет о миллиардерах, считает, что устранение последствий этого разлива дизельного топлива может обойтись Потанину в 4 миллиарда долларов.

Потанину принадлежит около 34% акций компании Норникель — акций, которые за последние четыре недели упали примерно на 17% (в то время как российские акции в целом сохранили свои позиции).

Значительную часть своего состояния Потанин заработал благодаря дивидендам от Норникеля, которые, по словам некоторых акционеров, было бы гораздо разумнее вложить в развитие и модернизацию инфраструктуры компании.