Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

SwissInfo (Швейцария): как города Швейцарии противодействуют перегреву?

© AFP 2020 / SEBASTIEN BOZONЮноша ныряет в реку Рейн в Базеле, Швейцария
Юноша ныряет в реку Рейн в Базеле, Швейцария
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
SwissInfo пишет о том, как швейцарские города спасаются от летней жары. По мнению автора, это становится особенно актуально, так как большинство населения сосредоточено именно в там. В статье говорится о причинах почему в городах теплее, чем в сельской местности, и что конкретно мэрии делают для спасения от перегрева.

Жара в городе превращает порой жизнь в настоящую пытку. А почему в городах вообще бывает теплее, чем в деревне? И что делают в Швейцарии с так называемыми «городскими тепловыми/температурными пятнами»?

Каждый второй человек в мире живет в городе. В Швейцарии 73% населения сконцентрировано либо в городах, либо в городских агломерациях-пригородах. И именно эти урбанные центры летом легко могут превращаться в настоящую печку. Температура в городах, как правило, всегда на несколько градусов выше, чем в близлежащих сельских районах. В Цюрихе, Берне и Женеве в летнюю ночь разница между городским центром и периферией может достигать 7°C.

Источниками повышенного тепловыделения являются так называемые «городские температурные пятна». В условиях медленного, но верного процесса изменения климата борьба с такими «пятнами» приобретает особенное значение, прежде всего в городах и густонаселенных агломерациях швейцарской средней полосы, то есть примерно на равнине между Берном и Цюрихом.

Почему воздух в городе теплее?

Ответ на этот вопрос кажется очень простым. Бетонные и асфальтовые поверхности в городе днем поглощают солнечное излучение, а вечером начинают возвращать тепло обратно в окружающую среду. Это важная, но не единственная причина.

Отсутствие достаточного количества зеленых насаждений, ограниченная циркуляция воздуха из-за повышенной высотности зданий, тепло, вырабатываемое городским транспортом, промышленными предприятиями, системами кондиционирования и отопления — все это также способствует повышению средней температуры городского воздуха.

Страдают от этого как пожилые люди, так и природная среда. Степень биоразнообразия падает. Асфальтированные поверхности мешают дождевой воде проникать в почву, играя роль естественного охладителя. И все это тоже ведет к разогреву атмосферы в городе.

Как можно было бы понизить температуру воздуха в городе?

«Эффективно „освежить город" можно было бы, „окунув" его в синие или зеленые тона, а также сделав ставку на воду и на расширение площади зеленых насаждений», — говорит Жан-Мишель Фальо (Jean-Michel Fallot) из «Института географии и проблем устойчивого развития» при Лозаннском университете (Institut de géographie et durabilité de l'Université de Lausanne) в интервью швейцарской ежедневной газете «24 heures».

Деревья и вообще зеленые насаждения не только обеспечивают городу тень, но и приводят к испарению большего объема влаги, накопленного городской флорой. «Этот физический процесс безусловно оказывает на город вполне освежающий эффект».

По словам Мартины Ребетес (Martine Rebetez), эксперта-климатолога из Университета города Невшатель, зелень в городе снижает среднюю температуру воздуха сразу на 5°С. Такой же эффект производит использование определенных строительных материалов и строительных технологий. Например, прозрачные или отражающие материалы для зданий и улиц повышают способность города отражать или по меньшей мере не так активно накапливать солнечную радиацию.

Еще один вариант: использование или создание «воздушных коридоров» переноса прохладного воздуха из зеленого пояса вокруг городов. Понятно, что в связи с увеличением плотности заселения и необходимостью строительства все нового и нового жилья, эта задача становится сложнее. Однако в Швейцарии все равно прекрасно понимают: уничтожать зеленые легкие городов — это преступление.

Что конкретно делают для спасения от перегрева города Швейцарии?

Самым теплым в смысле температуры городом Швейцарии является Сион, столица кантона Вале. За двадцать последних лет средняя температура здесь повысилась на 1°C. Количество так называемых «аномально жарких дней» с температурой более 25°C возросло с 56 до 76 в период в год в период с 1960 по 1980 годы. Будучи первым городом в стране, реально столкнувшимся с проблемой «тепловых пятен», Сион первым же и начал реагировать, высаживая деревья там, где раньше парковались автомобили.

Люцерн и Женева также сталкиваются сейчас с этим феноменом и они тоже планируют посадить у себя больше деревьев и предпочитают жаро- и засухоустойчивые виды. Женева, в частности, намерена увеличить долю зеленых насаждений в общей площади города с 21% до 30% уже к 2050 году. Кроме того, с улиц города уже были удалены около 3 000 квадратных метров асфальта, и сейчас городские власти и планировщики работают над тем, чтобы вернуть в город грунтовые воды. Об этом говорит, в частности, Филипп Д'Эспин (Philippe D'Espine), пресс-секретарь правительства города Женевы.

В Берне власти хотят протестировать несколько видов дорожного покрытия, с тем чтобы выяснить, какие из них меньше нагреваются в летнюю жару. Цюрих, финансовая и деловая столица, самый густонаселенный регион Швейцарии, уже подготовил подробную карту районов, наиболее страдающих от наличия «тепловых пятен». Это поможет лучше прогнозировать температурную ситуацию в городе.

В мае 2020 года городские власти Цюриха представили план мероприятий по последовательному снижению степени перегрева воздуха в городе, за счет, прежде всего, притока прохлады с окружающих Цюрих холмов. Новые зеленые насаждения, огромные, растянутые над улицами навесы, создающие тень, новые фонтаны, так называемые «растительные фасады»: все это должно помочь удерживать температуру в городе на приемлемом уровне. Об этом рассказал Ричард Вульф (Richard Wolff), руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и городского благоустройства в правительстве Цюриха. По его словам в будущем, планируя застройку и выбирая ориентацию и месторасположение новых зданий, город будет особенно тщательно следить за тем, чтобы не допускать возникновения препятствий на пути воздушных потоков с окрестных покрытых лесом холмов.