Формально продолжающийся до сих пор отпускной сезон в этом году отличают размышления о том, какими окажутся последствия того, что, по сути, он так и начинался, то есть самые популярные направления лишились туристов. Мнения на этот счет расходятся, поскольку существуют разные взгляды на то, какие выгоды приносит ставший в современном мире глобальным туризм. В работах экономистов и специалистов по социальным наукам можно встретить определение «tourism-led growth», подразумевающее, что экономическое развитие (рост) может базироваться на обслуживании туристического потока. Однако не все ученые уверены в том, что такое явление вообще существует.

Во многих местах, которые массово посещают туристы, дело доходит до кризисной ситуации: оказывается, что там больше невозможно жить. Ярким примером выступает здесь Венеция — один из самых посещаемых, а одновременно быстрее всего теряющих жителей городов мира. В ее исторической, островной части, их осталось всего 50 тысяч, то есть примерно столько, сколько в польском районном центре. Получается, что за счет туристов (вернее, с туристами) жить не получается: они не улучшили качество жизни венецианцев, а, напротив, заставили их, спасаясь от приезжих, бежать из города.

Похожая ситуация до пандемии начала складываться в других популярных местах. «Туристы — уезжайте домой», — такие надписи появлялись в Барселоне, жители которой тоже, судя по всему, не считали наплыв гостей благословением. Возникло даже специальное определение «overtourism», которое можно перевести как «перетуристификация». С этим явлением столкнулись в том числе некоторые польские города, в особенности Краков.

Туристы, которых привлекают достопримечательности, не оказывают значительного влияния на положение дел в стране. Египет, Греция, Италия — это три государства, на территории которых сосредоточены самые великолепные и известные памятники средиземноморской цивилизации, но ни одно из них не выступает, мягко говоря, лидером экономического роста, хотя помимо объектов культурного наследия там есть также прекрасные морские курорты и пляжи.

Так называемые «тропические райские уголки», которые ориентировались на туризм, связанный с отдыхом и развлечениями, тоже не относятся к числу лидеров по благосостоянию. Мальдивы, Канарские или Карибские острова — не те места, куда все стремятся переехать. Примечательной в этом плане была история пары новобрачных, которые отправились на один из таких райских островов в свадебное путешествие и застряли там из-за пандемии. «Это великолепное место, если оттуда можно уехать», — печально писали они в Инстаграме, оказавшись вынужденными продлить свое пребывание в уголке, о котором многие наверняка мечтают, не сознавая, как выглядит там обычная жизнь.

Из-за массового туризма утрачивают свои достоинства не только такие регионы, но и привлекательные в природном отношении территории: дикая нетронутая природа, перестает быть дикой и нетронутой, соприкасаясь с толпами любителей ее красот. Некоторые из таких мест приходится даже закрывать от туристов, чтобы спасти от вытаптывания, разрушения, уничтожения. Очереди людей, ждущих возможности подняться на Гевонт, пройти в Татрах по Орлиной тропе или даже совершить восхождение на Эверест, демонстрируют, каким абсурдом оборачивается стремление приобщиться к природным красотам. Когда сезон заканчивается, в Татрах и Гималаях (а также в лесах и национальных парках) от любителей природы остаются горы мусора и отходов.

В случае пользующихся большой популярностью произведений культуры выходом становится демонстрация приезжим их копий. Речь идет о наскальных рисунках эпохи палеолита в пещерах, знаменитой квадриге с венецианской базилики Сан-Марко и, как говорят, даже Джоконды.

В том, что массовый туризм приносит огромную выгоду или по меньшей мере больше пользы, чем ущерба, возникают сомнения. Некоторые говорят, что кризис массового туризма в период пандемии заставит жителей стран, регионов и городов, принимавших раньше много гостей, заскучать по приезжим. Однако, возможно, они решат, что спокойная жизнь в привлекательном, но тихом месте гораздо ценнее тех денег, которые приходят вместе с толпами туристов и всей той сутолокой, которая делает существование невыносимым.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.