Когда крики стали громче, на хорошо охраняемом перекрестке возникло беспокойство. Активисты движения Black Lives Matter кричали на Шеридан-роуд, откуда к нескольким десяткам человек, стоявшим за заграждениями на 60-й улице, приближалась небольшая группа людей с пестрыми транспарантами. В руках у них были плакаты со словами Four more years — «Еще четыре года».
Когда участники марша приблизились к ним, какой-то мужчина с легким недоумением пошутил: «Мы не на той стороне стены». В этот вторник никто не мог быть уверенным, что обстановка в Кеноше останется спокойной. Слишком много переживаний выпало на долю этого города в штате Висконсин с населением около 100 тысяч человек на прошлой неделе. Напряжение по-прежнему велико, как и внимание, уделяемое Кеноше и политическими кругами, и представителями СМИ.
Выстрелил из винтовки и убил двух человек
При этом перекрестку Шеридан-роуд и 60-й улицы вовсе не было нужно дополнительное обострение ситуации. Цветы и свечи у светофора перед АЗС Ultimate напоминали об ужасной ночи на прошлой неделе, из-за которой Кеноша оказалась в центре всеобщего внимания. Именно здесь приехавший из соседнего штата Иллинойс 17-летний Кайл Р. (Kyle R.) во время беспорядков, длившихся третью ночь подряд, после того как полицейские открыли огонь по афроамериканцу Джейкобу Блейку (Jacob Blake), стрелял из автоматической винтовки в троих мужчин, и двоих убил.
На бетонном ограждении на перекрестке кто-то написал Huber. Это фамилия одной из жертв — Энтони Хубера (Anthony Huber), 26-летнего белого скейтера, жившего неподалеку. Он всего лишь хотел защитить друзей, выставив вперед скейтборд (так утверждают они сами).
Мимо этих импровизированных мемориалов, мимо демонстрантов и их противников (собственно, тоже демонстрантов) вот-вот должен был промчаться кортеж президента Дональда Трампа. Сначала множество мотоциклов, затем — еще больше черных бронированных лимузинов, в одном из которых сидит сам Трамп. В небе уже кружились несколько вертолетов.
Трамп приехал в этот город, похожий на растревоженный улей, несмотря на протесты губернатора штата, мэра города и других официальных лиц. По их словам, для такого визита прошло еще слишком мало времени: слишком свежи нанесенные городу раны, а молниеносный визит президента может лишь еще обострить ситуацию.
Кадры с пожарами и мародерами в центре города помогли Трампу
Остановить Трампа им, однако, не удалось — скорее, наоборот. Накануне он написал в Твиттере: «Если бы я не настоял на том, чтобы привести в готовность Национальную гвардию и отправить ее в Кеношу, то не было бы уже никакой Кеноши».
Впрочем, на самом деле это заслуга демократического губернатора Висконсина Тони Эверса (Tony Evers), который сначала объявил чрезвычайную ситуацию, а затем привел в готовность части Национальной гвардии на территории штата, попросив, кроме того, о помощи другие штаты.
Однако у нынешнего президента — свои представления о том, что такое «на самом деле». Для него главное — чтобы его сигнал услышали сторонники, а также американцы, которых так пугают бесконечные кадры с пожарами в центре города и мародерствующими молодчиками в эфире приближенного к Трампу телеканала Fox News.
Через два с небольшим месяца в США состоятся президентские выборы. Беспорядки в Кеноше, Миннеаполисе, Портленде или Чикаго, вспыхнувшие после жестокого убийства Джорджа Флойда (George Floyd) три с лишним месяца назад и еще больше накалившиеся в результате полицейского насилия над безоружным Джейкобом Блейком, обостряют предвыборную кампанию. Точнее говоря, предвыборную кампанию Трампа.
Похоже, ему неожиданно удалось найти способ обернуть на пользу себе настроения, царящие в американском обществе. Они, как ему кажется, перевесят катастрофический эффект от действий его правительства во время коронакризиса.
Преимущество Джо Байдена стремительно тает
На съезде Республиканской партии на прошлой неделе, где Трампа официально утвердили в роли кандидата в президенты, было более чем заметно, какую большую ставку он делает на тему «Закон и порядок».
Первые опросы говорят, что эта стратегия может и сработать, причем именно в Висконсине, постоянно колеблющемся в своих симпатиях между демократами и республиканцами.
Сайт Real Clear Politics, на котором публикуются подобные опросы и который отражает средние результаты соответствующих исследований, утверждает, что кандидат от демократов Байден опережает действующего президента со счетом 48 к 44,5% голосов. Однако всего две недели назад показатели разнились вдвое.
В 2016 году в Висконсине Трамп с минимальным преимуществом опередил Хиллари Клинтон, и теперь он может стать одним из штатов, где решится судьба будущего президента. Но пока Трамп бился за свои шансы, Байден до настоящего момента не планировал поездку туда.
«Мы рады, что он видит, что здесь происходит»
Жители Кеноши, чьего мнения в Вашингтоне никто не спрашивал, разделились в оценках визита Трампа. Президент местного яхт-клуба Рон Отто (Ron Otto) с беспокойством отмечает, что ситуация из-за этого может только ухудшиться. «Он (Трамп) стремится сталкивать людей лбами, вместо того чтобы объединять их», — подчеркивает он. По его словам, местная община как раз стремится к объединению, и Трамп ей в этом скорее помешал, чем помог.
«До чего мы докатились, если президент даже не может приехать в тот или иной город? Мы рады, что он приехал и увидел, что в этом городе происходит», — говорит сотрудник магазина в центре города по имени Стив Хокинс (Steve Hawkins).
На руинах собственного магазина
Приветствовал приезд президента и Скотт Карпентер (Scott Carpenter) — особенно когда узнал, что ему доведется лично встретиться с ним. Когда в понедельник утром ему об этом сообщила совладелица их общего магазина (активная сторонница Республиканской партии), Карпентер как раз стоял у его руин.
Магазин офисной мебели на 60-й улице находился в одном из домов, разрушенных во время ночных беспорядков на прошлой неделе. Здание было подожжено неизвестным белым мужчиной, как Карпентер смог определить, посмотрев видеоролики, опубликованные в интернете. «Это были не черные, разъяренные выстрелами в Джейкоба Блейка, — это были несколько сотен человек, которые крушили все на своем пути и просто хотели нанести ущерб другим», — сообщает владелец магазина. По его словам, они даже не давали проехать пожарным машинам, пользуясь тем, что полиция была занята в других местах, также охваченных беспорядками.
«Здесь был наш шоурум, а за ним располагались офисы. А вот эти обломки когда-то были деревянным столом, — объясняет Карпентер, показывая на то, что осталось после пожара. — Наша компания существует уже 42 года, ее основали мои родители, здесь работает вся наша семья. Было очень тяжело смотреть на то, как все это горело».
Карпентер говорит это совершенно спокойно. Убежденный христианин, он, забравшись на стремянку, повесил на двух деревянных столбиках табличку, хорошо видную с улицы: «Нет Христа — нет мира». Это аллюзия на девиз движения Black Lives Matter «Нет справедливости — нет мира».
За ночь полностью или частично уничтожены около 30 магазинов
Кроме него, пострадали многие другие владельцы предприятий в западной части города, где бушевали мародеры. По данным пожарной охраны, за ночь были полностью или частично уничтожены около 30 магазинов, а также множество частных домов.
На противоположной стороне 60-й улицы мародеры прошлись по расположенному там автосалону, перебив стекла и порезав шины автомобилей на его стоянке. По соседству находился офис уголовно-исполнительной инспекции. От него тоже остались одни воспоминания…
В нескольких сотнях метров дальше по Шеридан-роуд участники беспорядков сожгли все машины на парковке другого автосалона. Теперь там немым укором высятся десятки обгоревших «скелетов» — о лучшей агитации в свою пользу Трамп даже мечтать не мог.
«Я понятия не имею, почему все это случилось именно с нами. Мы все — мелкие предприниматели, богатеев тут нет», — говорит Карпентер.
Он рассказывает о готовности городских властей помочь пострадавшим: «Это позволит нам еще больше сблизиться друг с другом». А еще — о том, насколько он благодарен президенту за то, что тот остановил беспорядки. «Он просто спас нас, направив сюда Национальную гвардию против желания губернатора». По крайней мере именно такой информацией располагает Карпентер. Уже только поэтому в ноябре он проголосует за Трампа.
«Я благодарен президенту»
Благодарность испытывает и 46-летний парикмахер Трент Ноа (Trent Noah), чьи руки полностью покрыты татуировками. «Дональд Трамп спас мою семью. И хотя сейчас опасно говорить такие вещи, я все равно скажу: я благодарен президенту».
Вместе с женой Сарой, которая также работает парикмахером, он стоит у красного деревянного дома, построенного еще в XIX веке, и по нему видно, насколько он негодует, рассказывая о ночных погромах на прошлой неделе.
Он рассказал, как погромщики толпами шли по улице и угрожали его жене, когда она пыталась поливать дом водой, спасая его от пожара. «Они угрожали ей и говорили, чтобы она бросила это дело, что она не имеет права защищать свое имущество. Кто вытворяет такие вещи? Мы думали, что погибнем».
Его жена добавляет: «Полицейские нам только сказали, чтобы мы оставались дома и заблокировали двери».
Сам Трент Ноа, по собственному признанию, вырос на неблагополучных южных окраинах Чикаго, будучи белым среди черных. «Я своими глазами видел, как мой лучший друг погиб от пуль полицейских — он был черным. Я понимаю эту ярость, я бы сам пошел протестовать вместе с ними. Но то, что произошло здесь, —ненормально. Это были профессиональные погромщики. Это не мирные протесты, и это не имело ничего общего со вполне справедливой борьбой с расизмом».
В этот момент мимо проезжает серый «мерседес». За рулем — афроамериканец средних лет. Он опускает стекло и спрашивает, знаком ли кто-то из присутствующих с семьей убитого Энтони Хубера, добавив, что хочет поучаствовать в оплате его похорон.
Сын Трента Ноа Тристан раскрашивает деревянные щиты, которыми заколочены выбитые окна. Он кивает и бежит за угол дома. Говорит, что был знаком с Хубером, они вместе катались на скейтбордах. Немного помедлив, он дает незнакомцу номер телефона подруги Хубера и продолжает работу.
О своем друге он говорит лишь, что тот был приветливым парнем, добавив, что не знает точно, что случилось. Возможно, он, как и многие другие жители Кеноши, просто не хочет судить, кто во всем виноват. Многие уверены, что тем самым лишь наживешь себе еще больше проблем. Раны еще слишком свежи, и люди боятся новых конфликтов.
«Мы не должны попасть в ловушку Трампа»
Этого хотят избежать и темнокожие активисты, в первую очередь икона всех правозащитников Джесси Джексон (Jesse Jackson). Ему уже 78 лет, и когда-то он хотел баллотироваться в президенты от Демократической партии. Сейчас он специально приехал в Кеношу, хотя и страдает от болезни Паркинсона.
В понедельник утром он дал небольшую пресс-конференцию у здания местного суда, перед которым сейчас ежедневно проходят демонстрации. Тихим голосом он требует, чтобы стрелявшие в Джейкоба Блейка белые полицейские были привлечены к уголовной ответственности, равно как и 17-летний Р., убивший двух человек.
Однако Джексон подчеркнул, что на следующий день не должно было быть и массовых акций протеста против визита Трампа. «Мы не должны попасть в его ловушку», — заявил он, ведь президент хочет воспользоваться ситуацией в Кеноше в интересах собственной избирательной кампании.
Вместо этого жителям города, по мнению Джексона, следовало бы собраться на месте, где около десяти дней назад Блейк получил семь пуль в спину — на глазах троих детей, сидевших в машине.
После ранения Блейк остался частично парализованным
Что именно там произошло, до сих пор неизвестно. Расследование, начатое министерством юстиции штата Висконсин, продолжается и может продлиться еще несколько недель. Говорят, что 29-летний Блейк оказал сопротивление сотрудникам полиции при задержании, после того как слишком близко подошел к своей бывшей подруге. В машине у него якобы лежал нож, но в момент конфликта с полицией он был безоружным.
Покалечившие его сотрудники полиции отстранены от службы. Вопрос, придется ли им отвечать за свои действия перед судом, решится в ближайшие дни.
Однако уже сейчас известно, что Блейк после этого инцидента остался парализованным ниже бедра. Его дядя Джастин Блейк, выступивший вместе с Джесси Джеймсом, выразил надежду, что паралич со временем пройдет. Он потребовал «справедливости для маленького Джейкоба» и также высказался против визита Трампа, добавив, однако, что акций протеста быть не должно.
Ярость от всей души
В день визита некоторые последовали этому призыву. На уличном празднике неподалеку от места происшествия в Уилсон Хайтс, бедном районе в западной части Кеноши, выступали различные ораторы. Дети прыгали на батуте, а желающие могли постричься и сдать тест на коронавирус.
Тем не менее в центре города объявились и несколько активистов Black Lives Matter, желавшие показать президенту средний палец и от всей души прокричать ему пару ласковых, выразив свою ярость. Они столкнулись со сторонниками Трампа, которые собирались встретить его аплодисментами и выражали желание, чтобы этот президент остался у власти «еще на четыре года».
На перекрестке Шеридан-роуд и 60-й улицы собралась группа молодых темнокожих женщин и примерно столько же пожилых белых мужчин. Каждая из сторон старалась при этом перекричать другую. Все были в ярости и даже не пытались говорить друг с другом. Сразу после того, как кортеж президента промчался мимо, они разошлись.
Трамп говорил о терроризме и раздавал деньги
Позднее президент действительно встретился со Скоттом Карпентером и другими пострадавшими. Затем он посетил школу, где расположился местный штаб спасательной службы. На встрече Трамп говорил разные вещи вроде того, что эти беспорядки «направлены против Америки» и представляют собой не мирные протесты, а проявления внутреннего терроризма.
По его словам, демократы, занимающие руководящие посты в Кеноше и многих других городах, пострадавших от беспорядков, потерпели крах. Кроме того, Трамп привез денежные подарки: местной полиции он пообещал миллион долларов в качестве поддержки. Пострадавшие же бизнесмены получат от него четыре миллиона на восстановление.
При этом президент не планировал тратить время на встречу с семьей Джейкоба Блейка, потому что она, по его словам, была готова встретиться с ним только в присутствии своих адвокатов. Трампа такой вариант не устроил. Примерно через два часа его кортеж промчался по тем же улицам обратно в аэропорт. Он получил кадры, которые ему были нужны. Но что получил город?
Мэр Кеноши Джон Антарамян (John Antaramian) позднее заявил в интервью CNN, что проблема заключается в том, что слишком многие говорят, но слишком немногие их слушают. В то же время он не думает, что проблемы теперь усугубятся, и выражает уверенность, что город достаточно силен, чтобы справиться с ними.
Комендантский час по вечерам
Вопреки опасениям некоторых, сам краткий визит президента прошел достаточно спокойно. С одной стороны, это стало возможно благодаря бесчисленному множеству полицейских и сотрудников Национальной гвардии на улицах города. Они заполонили местные гостиницы, страдающие от хронического отсутствия туристов, и были готовы вмешаться в любой момент.
Но еще одним успокаивающим фактором стал комендантский час, действующий в Кеноше с 19:00. Впрочем, центр этого города на берегу озера Мичиган нынче пустеет намного раньше, и немногочисленные все еще работающие рестораны и бары закрываются раньше времени. В центре сейчас искать совершенно нечего, хотя на улице пока еще по-летнему тепло.
Для «даунтаунов» американских городов настали нелегкие времена. Они и так пострадали от пандемии коронавируса, а теперь добавились и беспорядки. Сейчас в Кеноше окна всех домов в центре заколочены деревяшками.
Власти города выступили с трогательной инициативой хоть как-то скрасить безрадостную ситуацию и расписать здания в городе лозунгами о любви и единстве, а также девизами Black Lives Matter. Для этого пригласили художников, местных и из других городов.
Тем не менее, несмотря на множество пестрых надписей, ситуация удручает — в том числе и потому, что совершенно непонятно, когда она может измениться.