Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День (Украина): «русский мир» из Киева

© РИА Новости Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкПразднование 1025-летия крещения Киевской Руси
Празднование 1025-летия крещения Киевской Руси - ИноСМИ, 1920, 17.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор в попытке разобраться, откуда происходит термин «русский мир», обратился к истории. Он отдельно остановился на одном из русских князей — Изяславе Ярославиче, сыне Ярослава Мудрого — и обнаружил, что в то время «русской землей» считали совсем другие территории.

Первое упоминание термина «русский мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы XI века «Слово на обновление Десятинной церкви». Речь в нем шла о восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем — сыном и преемником Ярослава Мудрого — подвига Святого Климента. «…Не только в Риме, но и повсюду: и в Херсонесе, и ещё в русском мире», — говорится в «Слове» о деяниях Св. Климента, который широко почитался на Руси. По церковным преданиям, он был одним из апостолов и епископом в Риме. В период гонений Св. Климента сослали в каменоломни, что в Херсонесе Таврическом. Страдая от жажды, святой вознес молитву, и Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие жители обратились в христианство. По приказу римского наместника епископа привязали к якорю и бросили в море, но море расступилось и люди нашли мученика. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием. Славянские просветители отвезли их в Рим и передали Папе, что способствовало признанию церковнославянского языка в качестве языка богослужения. Часть мощей была оставлена в Херсонесе, где и покоилась в резной гробнице из мрамора, изготовленной византийскими мастерами.

Существует предание, о том, что после захвата города князем Владимиром в 988 году мощи Св. Климента, вместе с мраморным саркофагом, по его приказу были перенесены в Киев, где и почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси. Позднее для мощей Св. Климента была сделана новая рака. Поскольку сын князя Владимира — Ярослав Мудрый — был похоронен 20 февраля 1054 года в упомянутой мраморной гробнице, сохранившейся в Софийском соборе до наших дней. В «Слове на обновление Десятинной церкви» Св. Климент предстает в качестве первого небесного заступника Русской земли, мощи которого наряду с Ольгиным Крестом были главной отечественной святыней. По церковным преданиям, часть мощей Св. Климента была передана французскому епископу Шалона, который приехал в составе посольства сватать дочь князя Ярослава — Анну Ярославну — за французского короля.

Стоит немного сказать и о личности князя Изяслава Ярославича, восхвалявшего подвиги Св. Климента. Его отцом был великий князь Ярослав Мудрый, а матерью — шведская принцесса Ингигерда. При жизни отца Изяслав правил в Турове и Новгороде. После смерти Ярослава, он стал великим князем Киевским. Власть ему пришлось делить с двумя другими братьями Ярославичами, чтобы избежать междоусобиц. Серьёзным испытанием для триумвирата стало поражение от половцев и киевское восстание 1068 года, после которых Изяслав бежал, но привёл на Русь поляков. Несмотря на то, что Изяславу удалось вернуть престол, удержался он на нем недолго. За помощью вновь обращался к польскому королю, германскому императору, а даже к папе Римскому. Изяславу Ярославичу удалось вернуться в Киев, но вскоре он погиб в междоусобной битве на Нежатиной Ниве. Похоронен князь Изяслав в соборе Святой Софии в Киеве. Летописец, описывая погребение Изяслава, говорит о князе так: «Бе же Изяслав муж взором красен, телом велик, незлобив нравом, кривду ненавидя, любя правду». Впрочем, историки считают, что он был не так прост. По их мнению, в те времена под терминами «Рустии миръ», «Русь», «страна Руская», «Руская земля» подразумевалось лишь среднее Поднепровье — территории, которые входили в великокняжеский домен. Позднее так стали называть и другие земли от Галича на юго-западе до Владимира на северо-востоке. Об этом свидетельствует другой литературный памятник, но уже XIII века — «Слово о погибели Русской земли».