Возможно, к счастью, викинги со своими кораблями несколько припозднились.

Сегодня норвежские археологи ведут раскопки четвертого корабля викингов, обнаруженного недавно в кургане. Есть надежда, что Йеллестадский корабль из Халдена в губернии Эстфолл прольет свет на, пожалуй, самый обсуждаемый период в истории Норвегии.

Что викинги в VIII веке якобы совершили революцию в кораблестроении — далеко не столь очевидно. На самом деле, наоборот, викинги начали довольно поздно.

Поднять паруса!

Если остальной мир уже тысячу лет как ходил под парусом, то в Скандинавии гребные суда строились аж до восьмого века. «Парус прибыл в Скандинавию на удивление поздно, — говорит Арне Эмиль Кристенсен-младший (Arne Emil Christensen).

С 1990 по 2006 год он был директором Музея кораблей викингов на полуострове Бюгдёй в Осло. Кроме того, он руководил раскопками Клостадского корабля в Ларвике в 1970 году — изо всех имеющихся у нас он сохранился лучше всего.

Кристенсен говорит, что мореплавателям на юге управлять тяжелыми грузовыми судами помогал ветер. Скандинавы же поколениями совершенствовали свои суда, чтобы сделать их максимально легкими и маневренными. Еще бы: ведь управлять ими предстояло силой мышц.

Но впоследствии оказалось, что это был ход конем. «Когда мы впервые подняли парус на наших легких судах, у нас получилось, пожалуй, лучшее судно в Европе», — говорит Кристенсен.

Новые правила игры

Но залогом превосходства викингов в 700-х и 800-х годах стал не только парус.

Вот еще четыре причины:

1) Сверхлегкие корабли

Скандинавские корабелы очень старались сделать свои суда как можно легче. Большинство кораблей строилось из дуба. Сам по себе этот материал не из легких, но дает много прочности на килограмм веса.

Продольные планки укладывались с небольшим перехлестом и скреплялись деревянными либо железными гвоздями. Это позволяло использовать очень тонкие и легкие доски. Обшивка внахлест, а не вгладь (клинкерный метод) — древняя скандинавская техника, восходящая еще к Йортспрингской ладье. Найденная в датском болоте на юге Ютландии в 1915 году, она на тысячу лет старше кораблей викингов.

2) Топор вместо пилы 

Корпуса викингских кораблей были настолько мягкими, что прогибались от волн. Это потому, что на юге доски распиливали, а в Скандинавии — раскалывали топором. Таким образом, направление волокон сохранялось, но доски при этом выходили очень тонкие и прочные. Недавние эксперименты показали, что на такой доске можно стоять и прыгать, не боясь, что она сломается.

Корабли делались из сырых досок, пока они не высохли и не растрескались. Это позволяло сохранять эластичность, чтобы корабль мог вынести сильное волнение и шторм.

3) Если что — долой мачту

Иногда удобнее грести, чем плыть под парусом. Поэтому мачта на кораблях викингов складывалась — чтобы избежать сопротивления ветра или чтобы, не привлекая лишнего внимания, высадиться на берег, застать всех врасплох и разграбить монастырь или деревню.

4) Неплоское дно

Корабли викингов имеют изогнутое днище с небольшим килем. Это позволяло пересекать море под парусом, не сбиваясь с курса, но при этом подгонять корабль прямо к берегу для высадки.

Когда викинги собрали эти качества в одном корабле, правила морского боя резко изменились. Сегодня мы считаем их первыми в мире морскими десантными кораблями.

«Викинги могли переплыть море, подойти к берегу и тут же отправиться в атаку. Перегребай они Северное море на веслах, команда к тому моменту была бы измотана. А под парусом большинство из них были готовы к бою сразу после высадки», — говорит Кристенсен.

Ждем новых ответов

У нас в Норвегии у нас уже есть три частично сохранившихся корабля викингов из курганов — Тюнский корабль, Гокстадский корабль и Осебергская ладья.

Хотя Йеллестадский корабль сохранился неважно, он все равно может открыть нам глаза на особенности викингских судов.

«Поскольку корабли викингов наперечет, из любой новой находки, особенно такой, как Йеллестадский корабль, можно извлечь немало пользы», — говорит профессор археологии и куратор коллекции кораблей викингов Ян Билл (Jan Bill).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.