Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вести (Украина): почему украинские режиссеры «сливают» Донбасс

© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкМужчина у мемориала на кургане Саур-Могила в Донецкой области
Мужчина у мемориала на кургане Саур-Могила в Донецкой области - ИноСМИ, 1920, 29.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Одесском кинофестивале показали фильм Валентина Васяновича «Атлантида», который в следующем году будет бороться от Украины за «Оскар». По словам членов украинского оскаровского комитета, у этой картины - наибольшие шансы попасть в шорт-лист, чем у всех предыдущих фильмов, которые выдвигались на эту награду от Украины. Vesti.ua оценили шансы «Атлантиды» на победу.

Минусы «Атлантиды»

Несмотря на оптимизм украинских киноакадемиков, шансы на попадание в шорт-лист вновь — довольно призрачны. Главный минус драмы Васяновича в том, что картина не имеет какой-либо увлекательной сюжетной истории. Действие происходит в 2025 году. Украина победила в войне и вернула себе Донбасс. Только теперь эта территория непригодна для жизни — таков вердикт американских экологов.

Фильм — это скорее авторская экскурсия по разрушенной войной территории. А с помощью очень выразительных кадров режиссер показывает зрителю атмосферу, в которой живет главный герой, и она — близка к суицидальной.

Сталелитейный завод, где днем и ночью полыхает огонь, похож на замок Мордора из «Властелина колец». Главный герой принимает горячую «ванну» в ковше экскаватора, подогревая воду с помощью костра, разведенного прямо под ним. Поэтому сцена купания больше напоминает пытки над грешником в аду. Вот только чувство боли в нем притупилось — приложив к ноге раскаленный утюг, герой лишь на время ощущает боль, а потом ходит, будто ничего не было.

Еще одним минусом «Атлантиды» станет сюжетный поворот, который поймет Европа, но для американских киноакадемиков это будет неприятный вызов. Васянович в одной из сцен подчеркивает, что, избавившись от России, как доминанты, Украина получает другого узурпатора — США. Американцам выгодно превратить эту территорию в сплошное кладбище отходов и останков. В этом плане хороша сцена, в которой с экрана большая голова объявляет сбившимся в огромную толпу рабочим, что завод будет закрыт, потому что в нем больше нет надобности.

Но главным минусом картины является реакция на ленту украинцев. С их точки зрения, режиссеры создают такой имидж Донбассу, что у многих зрителей складывается впечатление, что лучше будет, если бы эта территория не возвращалась в состав Украины.

В позапрошлом году фильм «Донбасс» Сергея Лозницы обвиняли в том, что режиссер показал жителей неподконтрольной территории агрессивными и туповатыми. Теперь Васянович показывает эту же территорию непригодной для жизни.

По мнению политолога Дениса Пилаша, такая тенденция связана с окружением этих режиссеров.

«Идея того, что Донбасс лучше не возвращать, хоть и не имеет массовой поддержки, но достаточно популярна в среде национал-патриотов. Особенно после того, как эту мысль высказал в своей авторской колонке писатель Юрий Андрухович, — говорит Пилаш. — В Украине получилось так, что культурой последние годы заведовали люди именно с такими убеждениями. Они определяли, что читать и о чем снимать украинцам. Это, возможно, и повлияло на сюжет „Донбасса" и „Атлантиды"».

Напомним, что в те годы, когда Лозница и Васянович получали в качестве господдержки деньги от Госкино, эту организацию возглавлял член партии «Свобода» Филипп Ильенко. Поэтому режиссеры наверняка подстраивались под спрос, понимая, что пройдет год или два, и им вновь предстоит участвовать в питчинге и просить деньги на новый фильм.

Плюсы «Атлантиды»

Метафорический язык Васяновича уже оценили киноэксперты разных стран. Картина уже год участвует в разных международных фестивалях и собирает призы. Правда, это победы хоть и на самых значимых форумах, но не в главных категориях. Например, самая крупная победа «Атлантиды» была в прошлом году — на венецианском кинофестивале в номинации «Горизонты», где награждают артхаусные ленты, то есть картины не имеющие широкой зрительской аудитории.

Главной находкой режиссера стали эпизоды, снятые с помощью тепловизора, которыми начинается и заканчивается фильм. Люди в них выглядят как оранжевые пятна, меняющие форму. Благодаря такому эффекту сцена убийства и закапывания снайпера похожа на исследование окрашенной клетки простейшего организма. А финал, когда главный герой обнимает и прижимает к груди женщину, получился философско-оптимистический, — очертание желто-оранжевых пятен на синем фоне становится похожим на икону богоматери с младенцем в стиле Энди Уорхола.

Для Васяновича это ответ главных героев на предложение американской ученой уехать с выжженной земли, чтобы пожить нормально, а сцена секса среди упакованных трупов — как акт зарождения новой жизни. Для американских киноакадемиков, которые любят хэппи-энды, это яркий и запоминающийся финал. Значит, шанс на получение награды у нашей картины есть.

И еще один плюс — это карантин, который сломал планы многим кинопродюсерам. Напомним, что в этом году отменили проведение кинофестиваля в Каннах и еще нескольких форумов, поэтому промо-кампании у наших конкурентов будут не такие яркие. Тем более, что пока явного и яркого фаворита для номинации «Лучший фильм на иностранном языке», как в прошлые годы, пока нет.