Двое членов датского Комитета по внешней политике были уверены, что разговаривают с лидером белорусской оппозиции. Но что-то во время видеоконференции вдруг пошло категорически не так, рассказывает бывший министр иностранных дел Мартин Лидегор (Martin Lidegaard). Разговор напомнил, в каком свете раньше выставляли западных политиков на российском государственном телевидении.

Все началось как обычная для двух членов Комитета по внешней политики встреча. Они собирались поговорить по видеосвязи с известным оппозиционным политиком Светланой Тихановской, которая играет главную роль в протестном движении Белоруссии.

Но вскоре видеоконференция приняла странный оборот. Например, датчанам были предъявлены обвинения в наличии «борделей с животными».

«Мы поняли, что что-то идет категорически не так, и прекратили разговор», — рассказывает председатель Комитета по внешней политике Мартин Лидегор.

Вообще-то встреча, которая состоялась во вторник, была организована через официальные каналы парламента. Председатель Комитета Мартин Лидегор и его заместитель Микаэль Оструп Йенсен с радостью приняли приглашение.

«Ну конечно, мы очень хотели с ней поговорить», — рассказывает Мартин Лидегор.

Они договорились провести встречу виртуально при помощи конференц-системы Microsoft Teams, которой пользуется парламент.

Поначалу все шло хорошо, но…

Была, однако, одна проблема. Камера на компьютере Светланы Тихановской плохо работала, а интернет-соединение с Германией, где она, по имеющейся информации, находилась, постоянно прерывалось. Из-за этого участники встречи решили отключить видео, и это было ошибкой.

«Поначалу беседа шла прекрасно. Мы обсудили ситуацию в Белоруссии. Поговорили о роли Путина. Обсудили, сработают ли, по ее мнению, санкции против Путина, и она начала с интересом расспрашивать, как обстоят дела с „Северным потоком — 2". Мы отвечали на все вопросы, опираясь на официальную позицию Дании», — рассказали Berlingske двое политиков.

Датский политик, бывший министр иностранных дел Мартин Лидегор

Периодически в разговор вступал ее советник. Беседа продлилась 40 минут, и все вроде бы было нормально, как вдруг дело приняло странный оборот.

«Она сказала, что у нее есть просьба к политикам, которую она также обсудила с Меркель. Потом она сообщила, что, помимо прочего, занимается защитой животных, и попросила закрыть в Дании бордели с животными, уточнив, что датские политики туда ходят», — рассказали Йенсен и Лидегор.

Эту дикую информацию ранее распространяли российские интернет-тролли в рамках антидатских кампаний, стремясь указать на моральное превосходство России.

«Тут мы поняли, что, очевидно, пали жертвами российского обмана», — признается Мартин Лидегор.

Подозрение подтвердилось, когда выяснилось, что веб-адрес, через который общалась их собеседница, — лишь имитация сайта белорусских политиков.

После этого Комитет связался со штабом белорусской оппозиции, который подтвердил, что датчане разговаривали не со Светланой Тихановской. С кем же они на самом деле беседовали 40 минут? Пока не известно.

Злонамеренное желание запутать

Однако это не первый случай, когда лидер белорусской оппозиции становится жертвой злоумышленников, стремящихся устроить путаницу.

Всего три недели назад председателю Европейского парламента Давиду Сассоли (David Sassoli) позвонили два человека, которые представились как Светлана Тихановская и президент Литвы Гитанас Науседа (Gitanas Nauseda).

Позднее оказалось, что это были двое российских видеоблогеров, которые прославились тем, что, имитируя чужие голоса, заманивают известных западных политиков в неприятную ситуацию.

Во время разговора пранкеры, известные как Вован и Лексус, заявили, что установили тайный контакт с двумя ключевыми фигурами в белорусском правительстве.

«Очень интересная информация», — сказал тогда Давид Сассоли.

Вскоре после этого вся их беседа оказалась на Ютубе, и в российских СМИ высокопоставленного европейского политика обвинили в наивности и желании вмешаться в дела Белоруссии.

«Вован и Лексус разыграли председателя Европарламента», — сообщил лояльный Кремлю телеканал.

Цели

На совести двух российских пранкеров — несколько весьма примечательных проделок, и их подозревают в сотрудничестве с российским госаппаратом.

Их жертвами часто становятся западные политики, знаменитости и критики Кремля в соседних с Россией странах. Среди них — президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, музыкант Элтон Джон, британский принц Гарри, а также множество политиков и активистов из Белоруссии и Украины.

Их записи частенько попадают на российское государственное телевидение, где эти короткие видеоролики используются, чтобы выставить жертв экстремистами и лицемерами. Именно это произошло в 2018 году, когда Вован и Лексус позвонили белорусскому лауреату Нобелевской премии Светлане Алексиевич, которая часто критикует Путина.

После этого Вована, чье настоящее имя Владимир Кузнецов, пригласили на российское телевидение, где он на основании сделанных записей обвинил писательницу в «современном фашизме».

Никогда не высмеивают Путина

Сами они называют себя комиками, заявляя, что не имеют никакого отношения к российским властям. Однако они никогда не будут высмеивать Путина, как однажды сказал второй участник дуэта Алексей Столяров в интервью The Guardian.

«Мы не хотим навредить своей стране. Мы не хотим, чтобы здесь начались беспорядки. Мы не будем делать ничего, что могло бы помочь врагам России», — заявил он.

Запись с участием двух датских политиков на их российском канале в Ютубе пока не появилась.

Датский парламент сообщает, что этот вопрос будет расследоваться отдельно, уточнив, однако, что в ходе той беседы не было сказано ничего, что могло бы скомпрометировать внешнюю политику Дании.

Сами невезучие датские политики утверждают, что никакой щекотливой информации не разглашали.

«Но, конечно, мы могли попасться в ловушку и сказать то, чего не следовало бы говорить», — отмечает Микаэль Оструп Йенсен.

«Я убежден, что за этим вполне может стоять российская разведка. Или мы просто стали жертвой грубого розыгрыша», — добавляет он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.