Большинство из нас предпочли бы навсегда забыть этот год, но Якуб Павелек считает его одним из лучших в жизни. Он провел полгода по учебному обмену в Томске, изучил язык, нашел массу друзей, нашел девушку и в компании товарищей на обратном пути в Чехию проехался по России на «Жигулях».

По пути вдобавок к учебе он нашел себе еще и работу, успешно пройдя онлайн-собеседование. «Иногда достаточно даже в трудное время сохранять позитивный взгляд на вещи и не сдаваться», — считает студент строительного факультета Технического университета Остравы. Свое почти двухмесячное путешествие за рулем Лады-2106 1987 года выпуска он описал в интервью «Иднес».

— Idnes: Поездка в Сибирь для многих была и остается наказанием. А вы отправились в Томск добровольно. Почему?

— Якуб Павелек: У меня появилась возможность отучиться семестр в университете за рубежом. Мне предложили выбрать между Россией, Мексикой и Колумбией. Томск я выбрал еще и потому, что уже подумывал съездить в те края на «Жигулях».

— О путешествии мы еще поговорим, а пока расскажите еще о жизни в Сибири. Бывали ли там «сибирские морозы»?

— Я жил там с конца января и в феврале немного застал их. Тогда температура опускалась до минус 30 и даже 35 градусов. Но глобальное потепление дает о себе знать, и 2020 год стал там самым теплым за последние 50 лет. В апреле там уже было 30 градусов жары, и мы ходили в шортах. Даже местные преподаватели не понимали, что происходит.

— Но, наверное, жители Сибири могут только приветствовать такие перемены. Разве нет?

— Да, местные радовались скорому и значительному потеплению, но, конечно, они опасаются за будущее.

— Стажировку вы проходили в момент, когда по Европе прокатилась первая волна пандемии коронавируса. Как она сказалась на вас в России?

— Что парадоксально, нам пандемия принесла массу позитивных вещей. Нас, всех иностранных студентов, отправили в одно общежитие, конечно, самое лучшее, потому что Россия хочет преподносить себя в лучшем свете. Нас было человек 20, и все поддерживали друг друга, встречались, вместе смотрели фильмы, сериалы, развлекались. Мы называли это чайными вечеринками, но, как правило, все заканчивалось водкой. Я приобрел тогда массу друзей и даже встретил свою девушку, итальянку. А благодаря тому, что мы мало выходили на улицу и делать было особо нечего, я хорошо освоил русский язык.

— И тогда у вас родилась идея совершить путешествие?

— Эти планы мы уже давно строили с друзьями из Чехии. Сначала мы хотели доехать на «Жигулях» из Чехии в Россию, но из-за пандемии, проблем с визами и тому подобного на какое-то время об этих планах пришлось забыть. Правда, после окончания учебы ни мне, ни моей девушке Алессандре не хотелось домой, и я вспомнил про эту идею. Она согласилась. К нам присоединился еще один друг по общежитию из Италии и студентка из Польши. В путь мы отправились в конце июля.

— А почему именно «Жигули»?

— Потому что дешевые. Мы купили их за 40 тысяч рублей, то есть за 12 тысяч крон в пересчете. Правда, потом пришлось потратить еще столько же, чтобы машина справилась с путешествием, но все равно вышло недорого. Кроме того, я всегда завидовал тем, кто отправлялся в путешествие, скажем, на старом «Трабанте» или «Шкоде». Это была моя мечта.

— Сколько занял путь из Сибири в Чехию?

— Мы добрались до пункта назначения 12 сентября. Получается, полтора месяца.

— Наверное, вы делали продолжительные остановки.

— Вообще-то Уфа, Самара, Санкт-Петербург — красивые города, где стоит остановиться на несколько дней. Но и на сам путь ушло немало времени. Все-таки семь тысяч километров. Максимум за день нам удавалось проехать 500 километров.

— Трудно ли преодолевать на такой машине такой длинный путь?

— Очень, а тем более я вел один. Руль невероятно «тяжелый»: крутишь, крутишь его — и все без толку. Никакого гидроусилителя, конечно. Кроме того, в машине все время работает печка, хотя на улице 30 градусов и лишнего тепла не надо. Когда однажды мы попытались проехать сотню километров из Москвы в Санкт-Петербург по довольно хорошей дороге, у нас тут же закипело масло, просочилось на провода, и в машину пошел дым. Я уже не говорю о тормозах: их мы ремонтировали раз сто.

— В пути часто приходилось ремонтировать автомобиль?

— Ничего ужасного. Только мелкие поломки, с которыми мы справлялись самостоятельно. Но несколько раз приходилось доверять нашу Аркадию (машина получила прозвище в честь общежития в Томске — прим. авт.) российским механикам. Самая серьезная проблема возникла у нас уже на второй день пути. Из-за поломки мы застряли в центральной полосе, создав пробку на трехполосном шоссе в Новосибирске. Эвакуатора ждали час, и, к счастью, нас освободила пара, которая услышала о нашем путешествии из местных СМИ. Перед отъездом нами заинтересовались несколько журналистов, и мы даже выступили на общегосударственном телевидении. Спасители взяли нас на буксир и отвезли в сервис.

— Получается, люди узнавали вас?

— Да, самой большой удачей путешествия было то, что по пути в Москве нас обогнал один парень. Он махал, чтобы мы остановились. Это был шеф-повар самого известного в Москве ресторана, расположенного выше всех других в рейтинге в Европе. Его открыли в небоскребе на высоте около 350 метров. Он пригласил нас к себе в ресторан на ужин и весь вечер угощал нас потрясающими блюдами и за все заплатил. У нас остались замечательные впечатления.

— У вас не возникло проблем из-за движения в Москве?

— Что показывают в интернете, правда. Движение там сумасшедшее. Но худшего мы избежали, потому что нам удалось найти жилье на окраине города, а оттуда мы ездили на метро или такси.

— Ездят ли еще «Жигули» по местным дорогам, или они уже превратились в раритет и в России?

— В Москве их мало, но чем восточнее от нее, тем их больше. Они служат либо рабочими автомобилями, либо принадлежат небогатым людям. Так что «Жигули» в России не раритет. Вообще, русские изобретательны и ездят на всем. Я не раз видел, как там ездят на машинах с выбитыми стеклами, сорванным мостом — в общем, даже на таких, которые годятся только в металлолом.

— В машине вас было четверо. Не возникло ли у вас «синдрома подводной лодки»?

— Полька Аня еще перед Москвой нас покинула. Она по-другому представляла себе путешествие, в том числе его финансовую сторону. Но втроем нам стало комфортнее. А когда нам нужно было отключиться, мы брали бутылку водки и выпивали ее.

— Где вы ночевали? Скорее всего, в «Жигулях» особо не выспишься… Предлагали ли вам люди ночлег, если многие вас узнавали?

— Нет, такого не было. Но у нас были с собой спальные мешки, палатки и плитка, поэтому мы часто ночевали под открытым небом. В России это не проблема. Страна большая, и безлюдных мест много. Правда, к сожалению, нам «везло» на дождливую погоду, поэтому мы часто ночевали в хостелах или квартирах, которые искали по интернету. К концу пути, когда деньги заканчивались, мы ночевали и в машине.

— Во сколько вам обошлось путешествие?

— Если не считать покупку автомобиля, то примерно столько же, сколько авиабилет. То есть на самом деле около 15 тысяч крон. Бензин в России стоит примерно 12 крон за литр, а в остальном мы во время путешествия не шиковали. Да я и не хотел.

— Куда вы отправитесь на «Жигулях» в следующий раз?

— Мы договорились с друзьями, что в следующем году отпразднуем окончание вуза. После госэкзаменов, в конце мая начале июня, я хочу вместе с ними поехать на «Жигулях» в Италию к моей девушке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.