Закон советской эпохи изменили, теперь впервые за 40 лет Московский метрополитен примет на работу машинистов-женщин.

Водить один из самых длинных поездов московского метро больше не опасно для женщин. Однако именно так считали российские, а до этого советские власти, в предыдущие 40 лет. В начале года ситуация изменилась. 12 женщин стали машинистами составов на Филевской линии, исторической ветке Московского метрополитена, которая сегодня является одной из самых современных.

Это стало возможно благодаря изменению в противоречивом законе, запрещавшем женщинам выбирать сотни, как считалось, опасных профессий. 

Список был разработан ещё в Советском союзе, в него вошли 456 профессий, которыми могли заниматься только мужчины. Однако в прошлом году список значительно сократили. Сегодня в списке значится около сотни профессий, среди них, например, пожарный. 

Московский метрополитен был открыт самим Сталиным в 1935 году. По сравнению с другими важными городами, Лондоном, Нью-Йорком, Парижем, Берлином, Мадридом или Барселоной, это случилось достаточно поздно, но с тех пор оно стало уникальным в том, что касается красоты и архитектурной ценности. В этом подземном дворце женщины работали бок о бок с мужчинами. В том числе, были машинистами, хотя в основном эту должность занимали мужчины, так как считалось, что такая работа отрицательно влияет на репродуктивное здоровье женщин. Это предположение было основано на идее о том, что долгое нахождение под землей вредно для женщин.

В 1980 году профессия машинист попала в список запрещенных для женщин. С тех пор московское метро не принимало женщин на эту должность и не проводило их обучение данной профессии. 

Между тем женщин принимали на работу в качестве уборщиц, кассиров или дежурных у эскалаторов, хотя им также приходилось проводить часы без солнечного света.

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов пояснил, что работа машинистом «больше не сопряжена с тяжелой физической нагрузкой». По словам Ликсутова, «перевод стрелок, которым раньше занимались машинисты, теперь автоматизирован. На большинстве линий московского метрополитена курсируют современные и удобные поезда».

Закон был изменен в прошлом году, после этого Московский метрополитен начал проводить курсы по подготовке машинистов, к обучению приступило 25 женщин, выбранных из числа сотрудниц. Обучение закончили 12 из них, сегодня они перевозят миллионы пассажиров, ежедневно пользующихся одной из самых крупных в мире систем подземного транспорта. 

Руководство метрополитена надеется и дальше поручать управление поездами машинистам-женщинам. Планируется, что в 2021 году к работе приступят как минимум 50 женщин. По словам заместителя мэра, заявки уже начали поступать. На первом этапе речь идет только о сотрудницах метрополитена, но позднее двери откроют всем желающим. В настоящее время в Московском метрополитене 62 тысячи сотрудников, из них 36% — женщины, уточнил Ликсутов.

В течение многих лет некоторые НПО и борцы за права женщин требовали пересмотра списка опасных профессий, препятствующего профессиональному развитию женщин. Об этом долгое время мечтала одна из новоиспеченных машинистов. «Речь идет о моем личном развитии, о моем личном росте. В конце концов, сбылась моя детская мечта», — рассказала местному телеканалу Ирина Долгих. Ранее она работала начальником станции.

Первый список опасных профессий был разработан в СССР в 50-ых годах, туда вошли профессии, связанные с горным делом. В 1978 году список расширили, в действие он вступил в 1980 году, а в 2000 году прошел переутверждение. В списке значилось 456 должностей, запрещенных для женщин, среди них — водитель автобуса и грузовика, плотник, моряк, десантник и профессии, связанные с металлургией.

В 2017 году после рассмотрения дела Светланы Медведевой, которой удалось стать капитаном торгового судна, ООН завила, что этот список нарушает права женщин. Сам список не исчез, как это произошло в бывших советских республиках Украине и Узбекистане, однако в 2019 году правительство России решило его сократить. Изменения вступили в силу 1 января, теперь в списке значится 98 профессий, среди них — водитель экскаватора, водолаз и пожарный.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.