— Дубай и Гонконг предложат разные вакцины от covid
— В остальных странах у большинства людей такой свободы выбора пока нет
Мало кто задумывается, где сделана их вакцина от гриппа, которой они регулярно прививаются, или вакцины от целого ряда детских болезней. Covid все изменил, сделав изготовителей вакцины известными на весь мир и спровоцировав требования предоставить выбор.
Пока вакцины не хватает, и гонка за ней вызвала острый спор между Евросоюзом и британской фармацевтической компанией «АстраЗенека». Большинство из привитых 90 миллионов человек считают себя счастливчиками, потому что им удалось получить хоть какую-то защиту от пандемии. Но вакцин становится все больше, а позитивные результаты испытаний «Джонсон и Джонсон» и «Новавакс» поставили разработанные ими вакцины в очередь на утверждение.
Представителями органов здравоохранения придется думать о том, как распределить все эти вакцины. В пятницу Европейское агентство лекарственных средств утвердило вакцину «АстраЗенеки» для всех взрослых, однако не стало полностью публиковать данные по ее испытаниям на эффективность среди пожилых людей, из-за чего некоторые страны ввели на нее собственные ограничения. Германия заявила, что эту вакцину будут ставить только людям моложе 65 лет, а Италия предупредила о недопустимости ее применения для тех, кому больше 55 лет.
Многие люди, изучающие показатели эффективности, прививочные графики и побочные эффекты, сами хотят решать, чем им прививаться. А если выбор стоит между прививкой от западного изготовителя вакцины, которого проверил независимый регулятор, и прививкой от российской или китайской лаборатории, где меньше прозрачности, то такое желание еще больше усиливается.
«Мы требуем, чтобы правительство предоставило людям свободу выбора», — сказал член оппозиционной венгерской партии «Демократическая коалиция» Гергей Арато (Gergely Arato).
Венгрия пошла против остальных стран-членов ЕС, и наряду с вакцинами «Пфайзер», «Модерна» и «АстраЗенека», одобренными европейским регулятором, утвердила российский «Спутник V» и вакцину китайской компании «Синофарм». Формально премьер-министр Виктор Орбан выбор предоставил, но он рекламирует китайскую и российскую вакцины, а это «ставит под угрозу желание людей прививаться», заявил недавно на пресс-конференции Арато.
В США, где на сегодня разрешены только две вакцины — «Пфайзер» и «Модерна», в которых используются одинаковые технологии, и которые продемонстрировали фактически идентичные результаты, выбор пока не имеет особого значения. Но в других странах некоторые руководители из сферы здравоохранения уже начали проявлять внимание к озабоченности людей из-за разницы в показателях вакцин.
Дубаи, Гонконг
В Дубаи люди старше 60 лет или имеющие хронические заболевания могут сделать выбор между вакциной «Пфайзер», разработанной совместно с «БиоНТек», и китайской вакциной «Синофарм».
В Гонконге власти заказали достаточное количество доз «Пфайзер» —«БиоНТек», «Синовак» и «АстраЗенека», а также планируют закупить четвертую вакцину, чтобы привить все 7,5 миллиона человек.
Прививку «Пфайзер» можно будет сделать в местных центрах вакцинации, а прививку «Синовак» и «АстраЗенека» предлагают частные больницы и клиники. При этом люди смогут выбирать, какую прививку они хотят. Это особенно важно для Гонконга, где некоторые жители с опаской относятся к вакцине китайского производства.
«Если люди не хотят ту или иную вакцину, они смогут привиться в другое время и в другом месте», — сказала в декабре глава администрации Гонконга Кэрри Лэм.
Дефицит вакцины в мире настолько велик, что выбирать ее пока невозможно. Желающие привиться зачастую понятия не имеют, какую вакцину они получат, пока не переступят порог прививочного центра или врачебного кабинета. Но ситуация может измениться, если в предстоящие недели начнется массовое производство вакцин «Джонсон и Джонсон», «Новавакс» и «КьюрВак НВ», а гиганты фармацевтической отрасли «Санофи» и «Новартис» присоединятся к производственному процессу.
Утверждение ЕС
Если органы здравоохранения не смогут предложить вакцину на выбор, им придется решать, кто что получит. Кассандра Калабриз (Cassandra Calabrese) из кливлендской клиники говорит пациентам, чтобы они соглашались на любую предлагаемую вакцину, хотя они спрашивают ее, какой вариант порекомендовала бы она сама. «Ситуация может измениться, так как сейчас утверждают все больше вакцин», — сообщила она по электронной почте.
Европейский Союз, подвергшийся критике за медлительность с утверждением вакцин «Пфайзер» — «БиоНТек» и «Модерна», в пятницу расширил список предлагаемых прививок, утвердив вакцину «АстраЗенека». Признаком того, что все больше людей хотят сами выбирать, стал тот факт, что утверждение состоялось после напряженных дебатов об эффективности вакцины, а немецкая комиссия по иммунизации не рекомендовала делать эту прививку пожилым.
В Британии, где число заболевших и умерших гораздо выше, чем в Гонконге, медицинские органы стремятся быстро привить как можно больше людей. Поставки второй дозы двухразовой вакцины задерживаются, чтобы сейчас привить максимальное количество. Другие страны задумались об аналогичных мерах.
Распределение зависит от «поставок и логистики, например, от наличия морозильников глубокой заморозки», написал по электронной почте официальный представитель британского Министерства здравоохранения. Вакцину «Пфайзер» — «БиоНтек» и «Модерна» при длительном хранении необходимо замораживать, а для хранения вакцины «АстраЗенеки» достаточно обычного холодильника.
Показатели эффективности
Британия составила список очередности пациентов, нуждающихся в прививках. В первую очередь в прививках нуждаются самые пожилые и уязвимые люди. Но она не назначает разные прививки в зависимости от состояния здоровья человека. Таким образом, один 80-летний пациент может получить вакцину «АстраЗенека», а другой — «Пфайзер».
Некоторые британцы исходят из своих патриотических побуждений, а не из того, что они читали об эффективности и о побочных эффектах. Они не обращают внимания, что вакцина американской компании во время масштабных испытаний показала 95-процентную эффективность, в то время как у «АстраЗенеки» этот показатель в среднем составил 70%.
«Они говорят, что хотят дождаться британской вакцины, — сообщил в интервью по телефону профессор Джимми Уитворт (Jimmy Whitworth), работающий в Лондонской школе гигиены и тропической медицины, — Я считаю, что это чисто националистическая точка зрения».
Свой материал для статьи предоставили Вероника Гуляш (Veronika Gulyas), Цзиньшань Хун (Jinshan Hong) и Адвейт Нейр (Adveith Nair).