Бундесвер считает Балтийское море «мокрым флангом». Россия постоянно усиливает свое военное присутствие в этом регионе, в ходе маневров путинские боевые корабли приближаются вплотную к побережью Германии. ВМС бундесвера в разведывательных операциях делают ставку на подводные лодки, которые, надо полагать, незаметно действуют в морских глубинах.

Однако в ходе расследования газеты Bild выяснилось, что немецкие подлодки оснащены навигационными приборами, непосредственно разработанными российской компанией! И еще кое-что: шифрование данных этих систем не соответствует военным стандартам (которые считаются наиболее безопасными).

Один офицер немецких ВМС признался в интервью Bild: «Конечно, мы беспокоимся, что наши данные подвергнутся атаке — например, со стороны иностранных спецслужб».

Как российское оборудование попало на наши подлодки?

В 2005 году, когда пост федерального канцлера занимал Герхард Шрёдер, около ста кораблей ВМС Германии были оборудованы российскими навигационными системами от компании «Транзас». Позднее федеральное правительство также сделало выбор в пользу «Транзас», установив на самые современные подводные лодки U35 (приняты на вооружение в 2015 году) и U36 (в 2016-м) навигационные приборы Navi Sailor 4100.

Что известно о фирме «Транзас»?

Компания была основана в 1990 году в Санкт-Петербурге, осуществляет деятельность в гражданском, а также в военном секторе. «Транзас» оборудовала российский флот тренажерными комплексами для отработки боевых действий, за что была отмечена главой Генштаба ВС РФ генералом Николаем Макаровым.

В 2018 году компанию приобрела финская корпорация Wartsila, при этом военная отрасль осталась под российским контролем. Бывшие инженеры компании «Транзас» сейчас разрабатывают боевые беспилотники для российской армии. Из-за тесных связей с российскими силовыми структурами это подразделение «Транзаса», по словам экспертов в области безопасности, находятся в фокусе внимания западных спецслужб.

Примечательно, что летом 2020 года немецкое ведомство по охране конституции заявило, что морские навигационные системы открывают «наступательные векторы для шпионажа и саботажа со стороны других государств». Так, в ходе кибератак навигационные данные могут быть атакованы и подвергнуты манипуляциям, в худшем случае — вплоть до полной блокировки судна.

Издание Bild обратилось с вопросом в министерство обороны: вы можете гарантировать, что оборудование «Транзаса» не представляет опасности для наших подводных лодок? Представитель ведомства ответил: «Правительство предпринимает серьезные усилия для обеспечения IT-, кибер, и криптозбезопасности в сфере деятельности министерства обороны».

Тобиас Линднер, представитель фракции Зеленых по вопросам обороны и политики, встревожен: «Бундесвер должен удостовериться, что навигационное программное обеспечение ВМС не несет в себе угрозу безопасности. Министерство должно оперативно прояснить, почему не используется программное обеспечение производителей из стран — членов НАТО».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.