Вчера я вместе с активистами благотворительной общественной инициативы «Купи встречу — подари ребенку праздник» побывал в бывшем Ильницком детском интернате, который сейчас — учитывая реформы и законодательные требования — называется гимназией. Упомянутая реформа, преследующая на бумаге благородные цели, на практике оказалась не такой уж хорошей для детей.

Заботясь о детях, мы забыли спросить, чего они сами хотят и к чему стремятся. Потому что с одной стороны, государство упраздняет интернаты как пережиток прошлого, а с другой — не позаботилось о том, куда и как эти дети должны пойти. Вернуться в свои проблемные семьи — действительно ли это лучшее решение, чем возможность жить в чистоте и приемлемых условиях интерната, иметь горячее свежее питание и учебную программу? Но хорошо, оставим эту тему для следующего текста, сейчас я хочу рассказать о вопросах одного ребенка из этого интерната.

Итак, моя миссия была простой: я должен был рассказать о том, чем занимаюсь, вспомнить о своем детстве, о том, как любил читать, как начал писать стихи и решил стать писателем, как начал этой профессией зарабатывать себе на жизнь. Условно говоря, продемонстрировать детям, что и творческие порывы могут стать профессией, что читать полезно для развития и так далее. Благотворительный фонд по этому случаю передал гимназии целую библиотечку современной детской литературы на любой вкус и угостил воспитанников учебного заведения сладостями и фруктами.

Уже за сладким столом, когда атмосфера наконец стала свободной и дети оживились, один мальчик с гениальной детской непосредственностью задал мне вопрос, который можно считать символом нашего времени и общества: «А вы уже были на заработках в Чехии?». Он предусматривал всего два варианта ответа, которые казались малышу абсолютно естественными и достойными уважения: я уже был на заработках в Чехии, а если нет, то еще добьюсь успеха в жизни — и попаду на заработки в будущем.

Как много этот вопрос рассказывает о нас самих! О том, какие ролевые модели формируются у младшего поколения, о мечтах и горизонтах возможного. Когда ребенок тянется за хорошими примерами, мечтает быть порядочным и хорошо зарабатывать, но думает не о разработке самого крутого компьютера, полете в космос или Нобелевской премии, а о заработках в Чехии.

В конце концов, а где мальчик из интерната должен был увидеть какие-то другие примеры успеха? По телевизору? А если дома нет телевизора, потому что родители, извините за выражение, его пропили? А современный крутой плоский телевизор есть только у той семьи на улице, чей папа работает на заработках в Чехии?

Наивные детские глаза видят общественную иерархию насквозь, ищут для себя шанс выхода из адского круга нищеты и бедности, мечтают об успешном будущем. Какое счастье, что это уже не дети 90-х, которые массово мечтали стать мафиози или мафиози в погонах. Но почему в нашем обществе нет культа успешного бизнесмена, который создает гениальный продукт? Доблестного военного, героически защищающего Украину? Продвинутого химика, который делает потрясающие открытия в современной лаборатории? Актера, кумира миллионов, который зарабатывает заоблачные суммы?

Маленький мальчик еще сам того не знает, что задал риторический вопрос. Я не смог на него ответить, потому что в наши турбулентные времена грех зарекаться, что не придется когда-то поехать на заработки.

Иногда бывает так, что сам вопрос красноречивее и мудрее любых ответов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.