После совершенно сенсационной победы Линой Ашрам стер клавиши на клавиатуре и ноги, пытаясь найти тех, кто профессионально разъяснит, что же произошло на помосте в Токио, и почему в России так резко отреагировали на поражении сестер Авериных.
Как это часто бывает в работе журналиста, помог случай. Наткнулся в одном из сообщений СМИ на имя и фамилию Венеры Зариповой, пошел дальше распутывать информационную ленточку, и аж мурашки по коже пошли от такой удачи.
От двойной.
Венера Зарипова в начале восьмидесятых годов прошлого столетия была одной из самых известных художественных гимнасток в СССР. Ее воспитала легендарная Ирина Винер, тогда еще не Усманова, тогда еще не самый непререкаемый авторитет в мировой художественной гимнастике.
Венера Зарипова вот уже тридцать лет живет в Израиле. И продолжает заниматься любимым делом, тренировать художественных гимнасток.
Лучшего эксперта и не сыскать, согласитесь.
9 канал: Венера, с места в карьер. Линой Ашрам не была фаворитом, а художественная гимнастика — что там скрывать — очень субъективный с точки зрения судейства вид спорта…
Венера Зарипова: Это спорт, тут всякое может быть. Знаю, что Ирина Александровна (Винер-Усманова) постоянно говорила сестрам Авериным: "Ашрам — очень опасная соперница". Тут вот в чем дело. Можно счесть справедливыми утверждения некоторых экспертов, считающих, что у Ашрам нет настоящей школы художественной гимнастики, она не такая растянутая, гибкая. Но сегодняшняя художественная гимнастика — это совершенно новая художественная гимнастика. Она ближе к акробатике. В гимнастике с 2016 года ввели иные системы оценки выступлений. Если раньше особенно ценилась грация, изящество, то сегодня упор делается на сложность исполнения. Тренер Ашрам Айлет Зусман чутко уловила изменения и сознательно готовила подопечную под новые правила, под сложность исполнения. Программа Ашрам — невероятно сложная с точки зрения прыжковой техники. Плюс вдохновение, которое явно испытала в Токио израильская гимнастка.
— В России утверждают, что никогда не может стать олимпийской чемпионкой та, что роняет предмет. Ашрам уронила ленту…
— И тут сыграли введенные в 2016 году правила. С учетом оценки сложности выступления падение ленты, которое допустила Линой, снижает оценку на 0.7-1.00 бал. Раньше, по прежним правилам, падение автоматически выбивало человека из гонки за медали. Нынче не так, новые правила заточены под как можно более высокий уровень конкурентности.
— Венера, подавляющее большинство наших читателей не понимают, по каким критериям сегодня оценивают выступления. Внесите ясность…
— Сейчас правила в гимнастике очень четко распределены. Мы в свое время были воспитаны на чистой художественной гимнастике: хореография, «школа», чистые стопы, колени, руки, база работы с предметом, все красиво, стройно. После введения новой системы оценок слишком многое стало зависеть от так называемого D3-D4: это риски и мастерство. В выступлении стали оценивать в основном акробатику. Это сплав, после которого художественная гимнастика со своей школой отошла на второй план. Многое стало оцениваться по рискам.
Раньше потеря стоила дорого, но сейчас ее можно отыграть и выиграть, если на D3 у тебя больше, чем у остальных. Действующие правила D3 написаны будто под Линой Ашрам. Даже с потерей ленты она это все восполнила на D3 и D4.
Чисто психологически Линой Ашрам было легче. После потери снаряда она собралась, вышла и сделала остальные три вида стабильно и без потерь, что сыграло в конечном счете немаловажную роль.
А психологический груз ответственности чуть надломил Дину и Арину. Он сыграл очень важную роль. Для девочек это настоящая трагедия. Очень сложная ситуация для них. Линой и раньше побеждала Дину и Арину, но в отдельных видах. А здесь вдруг золото в многоборье — это бум.
С другой стороны, все же давно играют, тренируются и выступают по новым правилам. Все уже свыклись, что художественная гимнастика превратилась в акробатику. Грация ушла на второй план. Сестры Аверины берут чистотой исполнения, «школой», грацией. Красота чистая, мурашки по коже. А Линой берет сложностью и мастерством.
— Что скажете по работе судей?
— Как правило, на турнирах высокого уровня судейская бригада выбирается жребием на каждый вид: лента, обруч, мяч и булава. В Токио работали двенадцать нейтральных судей, но все они в полном составе работали — не меняясь — на каждом виде. Это довольно удивительно, я такого не встречала ранее.
— Те, кто негативно оценил поражение сестер Авериных, не исключил вероятности того, что судьям просто надоели российские победы.
— И это допускаю. Но — снова — отдаю должное Линой. Все, чего она добилась, — это огромный труд ее самой и ее тренеров.