Для школьников это был очередной не похожий на другие год. В начале весеннего семестра школы были закрыты, а экзамены на сертификат о среднем образовании (GCSE) и экзамены на сертификат о полном общем среднем образовании (A-level) были второй год подряд отменены. В прошлом году оценки выставляли на основании алгоритма, и этот подход широко раскритиковали, поэтому объявленные на этой неделе результаты определяли лично учителя.

Единственная устойчивая тенденция (а сохраняется она уже 40 лет) заключается в том, что девочки показывают лучший результат, чем мальчики. Доля сданных на высший был экзаменов GCSE достигла нового максимума, а разница в успеваемости ведет к тому, что девочки всё больше обгоняют мальчиков. Девочки с большей вероятностью получают высшую отметку: среди девочек 9 баллов набирают 8,9% учащихся, а среди мальчиков — только 5,9%.

Если эта информация кажется знакомой, то это потому, что ситуация не нова. Профессор Алан Смитерс (Alan Smithers), автор доклада, отмечает, что с тех пор, как экзамен GCSE заменил O-levels почти четыре десятилетия назад, девочки неизменно показывают более высокие результаты, чем мальчики.

Во вторник опубликовали результаты экзаменов A-level, и оказалось, что гендерный разрыв в успеваемости также достиг десятилетнего максимума. Высшие отметки A* и A набрали 46,4% девочек и только 41,7% мальчиков.
«Девочки давно показывают более высокие результаты в школе, но существует тенденция от их превосходных успехов просто отмахиваться, — говорит профессор Смитерс. — Когда они добиваются более высоких результатов в экзаменах при выпуске из начальной школы, всё объясняют тем, что они быстрее взрослеют. Когда они вырываются вперед в GCSE, это списывают на то, что они усердней работают. А сейчас, раз оценки выставляют учителя, складывается впечатление, что те им больше благоволят. Почему мы не можем принять тот факт, что девочки просто умнее?»

Так прав ли он? Пришло ли время принять тот факт, что девочки просто каким-то образом от природы умнее, чем мальчики? Я долгое время боролась против идеи «мужского» и «женского» мозга, поэтому считаю эту мысль сомнительной.

Прежде всего важно узнать, что имеют ввиду под словом «умнее». Само по себе оно упрощенное и, по моему мнению, бесполезное, поскольку не проливает света на то, что на самом деле ведет к более высокой успеваемости среди девочек.

Моя работа в качестве нейроученого была направлена на то, чтобы развенчать идею о том, что мозг мужчин и женщин отличается. Нейронаука не дает никаких оснований говорить, что мозги девочек и мальчиков запрограммированы так, чтобы те лучше или хуже выполняли определенные задания, были «более умными» (чтобы это ни значило) или менее умными.

С другой стороны, существует множество свидетельств, показывающих, что социальная среда и жизненный опыт могут иметь влияние на изменение нашего мозга, начиная с самого раннего возраста. С самого детства мальчикам и девочкам предлагают играть с разными игрушками, кампания «Let Toys Be Toys» (Позвольте игрушкам быть просто игрушками), среди прочих, отважно боролась против этого ограничивающего и потенциально опасного обычая. Мальчикам с большей вероятностью подарят конструктор, который отлично развивает такие навыки как пространственное воображение и решение возникающих проблем. Определенные нервные пути в мозгу будут укрепляться тем сильнее, чем чаще их будут использовать. Так что мозг мальчика, игравшего в Лего, будет развиваться иначе, чем мозг девочки, у которой такого опыта не было.

То же самое справедливо, если смотреть на то, как «мужские» занятия, такие как игры и спорт, влияют на развитие мозга. В зависимости от гендерных занятий и интересов, которые общество ожидает от мальчиков, им предоставляется возможность выработать нужные навыки, у девочек же шансы получить их ниже. Так почему же во время сдачи экзаменов всё это не трансформируется в более высокие оценки у мальчиков?

Так называемые девчачьи игрушки и занятия, такие как куклы Барби и ролевые игры, могут помочь девочкам стать более заботливыми и сфокусированными на людях. Более того, в школе и за её пределами девочек поощряют быть более послушными и аккуратными, стремиться к перфекционизму. Существует множество свидетельств, предполагающих, что они более сознательны, и хвалить их с большей вероятностью будут за сознательность, два этих факта просто нельзя друг от друга отделить. Ещё с начальной школы и хвалят за такое поведение. Попутно они впитывают эти социальные сигналы, и приятное для людей поведение становится частью их «женской» идентичности.

С мальчиками заметно иначе. Мальчики, как правило, не хотят, чтобы их считали «зубрилами» или «любимчиками учителей». Общество говорит им, что это не «мужское» поведение.

Процесс начинается с первых этапов обучение в школе, где, между прочим, 69,5% учителей женщины, а в начальной школе эта доля вырастает до 82,4%. Я глава администрации начальной школы, и вполне ясно, что к семи-восьми годам от девочек уже ожидают более успешной сдачи теста SATS. Чтобы успешно его пройти, требуется организованность: нужно аккуратно разобрать вопросы, придумать ответ и показать свои навыки. К этому возрасту общество обязывает девочек хорошо выполнять подобные задания. Их похвалят за соблюдение правил.

Что касается мальчиков, я видела, как учителя радуются, если они вообще сдают работу, пусть даже выполнена она в последний момент и написана неаккуратно на мятом листке. Учителя ожидают от них меньшего, и не важно, осознает это сам учитель или нет. Возможно, это нужно менять.

Перейдем к сдаче GCSE. Что мы увидим? Девочки просто «умнее», или они со временем научились лучше выполнять требования системы оценивания? Второй вариант выглядит более правдоподобным, учитывая, что мы знаем об обусловленной обществом разности подхода девочек и мальчиков к учебе.

Ранее в этом году доктор Лиз Элиот (Lise Eliot), профессор нейронауки Чикагской медицинской школы, опубликовала масштабный мета-анализ исследований, искавших разницу между мужским и женским мозгом. Она не обнаружила отличий ни в одной из областей мозга, если скорректировать размер (мужчины, как правило, в среднем крупнее, и их мозг тоже). Это очередное убедительное доказательство того, что идея о мужском и женском мозге — миф.

Другие исследования показали, — когда вы даете женщине задачу, связанную с обработкой пространственной информации, и говорите, что «такие как вы хороши в этом», то она выполнит задание лучше, чем если сказать: «такие как вы плохо с этим справляются». Эта разница отражается в активности мозга. Другими словами, мы не просто усваиваем ожидания других, они на самом деле влияют на наши успехи и достижения.

Возможно, что-то подобное происходит и с GCSE. Если мальчики год за годом впитывают слова о том, что «такие как они» обычно справляются хуже, чем «не такие как они», то существует вероятность, что этот замкнутый круг в свою очередь повлияет на результат.

Но когда дело касается того, что девочки лучше сдают GCSE, важно не расслабляться. Девочки могут лучше учиться в школе, но на работе они всё равно показывают более низкий результат. Что-то явно идет не так, и это не связанно с их способностями. Дело в гендерном неравенстве и связанном с ним списке неизжитых симптомов: дискриминация по материнству, стеклянные потолки, неравная оплата труда и прочее.

Но нельзя равнодушно относиться и к мальчикам. Поздравляя девочек с успешной сдачей GCSE, мы должны остерегаться отказать мальчикам в помощи добиться более высоких результатов в следующем году. Нужно спросить себя, что поможет неуспевающим ученикам обоих полов показать более высокие результаты.
Пожалуй, проблема в одной для всех системе оценки. Задача в том, чтобы создать систему, в которой ни мальчики, ни девочки не останутся без внимания.

Джина Риппон — автор книги «Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге» (Gendered Brain: The new neuroscience that shatters the myth of the female brain).

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.