Планирование, политика, технологии, институты и университеты — важные направления с точки зрения развития стран. Конечно, функция университетов заключается не только в том, чтобы готовить молодых людей к разным ролям. Они также вносят важный вклад в развитие культуры, формирование будущего, стимулирование инноваций.

Сегодня, принимая во внимание такие показатели, как инфраструктура, качество университетского образования, человеческие ресурсы, количество иностранных студентов, образовательные возможности и гибкость образования, США являются безусловным лидером в этой сфере. Хотя нельзя не отметить студенческие долги, составляющие 1,5 триллиона долларов. Вузы США принимают студентов практически из всех стран мира. И на первом месте — Китай: более 300 тысяч студентов.

Однако такие проблемы, как растущие расходы вузов, конкуренция, проблемы с бюджетными возможностями государств, дисбаланс в доходах населения, меняющиеся потребности экономики, ориентация молодых людей на узкоспециальные области, показывают, что университеты ждет непростое будущее.

В России образование и университеты также всегда были важным вопросом со времен Петра Великого. На мой взгляд, российские вузы, добившиеся значительных успехов в советское время в таких областях, как физика, химия, математика, до сих пор ощущают на себе последствия деградации 1990-х годов. Вместе с тем сегодня ведущие российские университеты оказывают значительную поддержку ядерной, космической, авиационной, энергетической и другим отраслям промышленности.

По данным Федеральной службы государственной статистики России, количество высших учебных заведений в 1990 году составляло 514, а в 2010 году увеличилось до 1115. Однако в 2018 году эта цифра снизилась до 766, и снижение продолжается. В последние годы в России ведется работа, направленная на сокращение количества университетов, объединению некоторых из них под эгидой более успешных, но в любом случае на повышение качества. Разумеется, важнейший вопрос — ресурсы.

В то время как доля средств, выделяемая на образование из бюджета, в целом по России в 2000 году составляла 2,9% ВНП, в 2010 году этот показатель увеличился до 4,1%, а в 2019-м составил 3,7%.

В России наряду с попытками повышения качества высшего образования и проблем с ресурсами наблюдаются некоторые интересные тенденции. Согласно Статистическому ежегоднику Федеральной статистической службы России, в России в 2010 году количество учащихся вузов составляло семь миллионов, а в 2020 году — четыре миллиона. Здесь играют роль как демографические динамики, так и другие факторы. В то время как в 2011 году численность населения в возрасте от 20 до 24 лет в России составляла 12 миллионов человек, в 2020 году — 7,8 миллиона. Кроме того, из-за удорожания жизни не все могут поступить в университет. К тому же, как и в любой другой стране, есть сегмент состоятельных людей, которые предпочитают заграницу. Однако сокращение численности населения студенческого возраста — важная проблема.

Количество профессоров в российских университетах, которое в 2010 году составляло 35,8 тысячи человек, в 2020 году снизилось до 24 тысяч, а количество доцентов, насчитывавших в 2010 году 115,7 тысячи, уменьшилось до 87,4 тысячи.

С другой стороны, в российских вузах наблюдается рост количества иностранных студентов. Если в 2010 году их было 73,1 тысячи, то в 2020 году — 164,4 тысячи. На первом месте — Казахстан (50 тысяч студентов). Далее следуют Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Украина, Азербайджан.

Сегодня в число 100 лучших университетов мира входят 36 вузов США, 8 вузов Великобритании. В этой группе нет университетов из Турции и России. А в топ-200 — 56 вузов США, 11 вузов Великобритании.

Вместе с тем в список лучших университетов по версии организации под названием «Times Higher Education» в этом году вошли многие вузы из России. В данном списке, включающем 1662 университета из 99 стран, 66 российских вузов.

Лидером среди российских университетов является Московской государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ). Это единственный российский университет в топ-200 вузов мира.

Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский политехнический университет, Высшая школа экономики, МИФИ, Санкт-Петербургский горный университет, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Донской государственный технический университет также относятся к значимым вузам России.

С другой стороны, в последние годы во всем мире ведутся серьезные дискуссии о будущем университетского образования. Есть статистика, свидетельствующая о том, что в мире вера в университеты ослабевает, учитывая новые требования профессиональной жизни, осложняющиеся условия жизни людей, расходы университетов. Как сообщает сайт «Turkrus», опрос, проведенный порталом по поиску персонала в России «SuperJob», показывает, что только 43% выпускников школ планируют получить высшее образование. 21% респондентов намерены пойти в двухгодичные профессиональные учебные заведения, которые в России называются «колледжами».

Еще один интересный момент заключается в следующем: несмотря на общий низкий уровень безработицы в России, который составляет 4-5%, количество безработных выпускников университетов насчитывает порядка восьми миллионов.

В последнее время стоимость обучения в Московском государственном университете, ведущем образовательном учреждении России, увеличилась с 241,2 тысячи до 404,437 тысячи рублей (5,54 тысячи долларов) в год. Похожая ситуация и в других вузах. Университеты, столкнувшиеся с серьезными проблемами во время пандемии, должны значительно повышать цены для мобилизации ресурсов. С другой стороны, количество стипендиальных квот в вузах уменьшается день ото дня.

Отдельный вопрос состоит в том, что средние заработные платы профессорского состава в России ниже, чем в странах ОЭСР. Насколько я могу судить по некоторым сайтам, например, в США средняя заработная плата профессора составляет около 8,5 тысячи долларов, тогда как в России — около двух тысяч долларов.

Сегодня, судя по характерным особенностям хороших университетов в мире, качество профессорского состава, достойная заработная плата, небольшая наполняемость групп, регулярная самостоятельная работа и промежуточная аттестация, наличие дополнительных часов для решения практических задач вместе с ассистентами, исследовательская и материальная инфраструктура, возможности специализации по основной специальности, а также дополнительного обучения в соответствии со сферами интересов учащихся, возможности наставничества, практики, расширяющие студенческую вовлеченность и возможности дискуссий, — все это весьма важно.

Таким образом, принимая во внимание все эти обстоятельства, становится очевидно, что таким странам, как Россия и Турция, следует прикладывать больше усилий для повышения качества университетов, которые имеют большое значение для национального развития. Насколько я понимаю, учитывая образование, здравоохранение в России, обширную географию страны и все запросы регионов, бюджет не может предложить желаемых возможностей. Эта ситуация требует либо придания теме университетов стратегического приоритета, либо внесения в повестку дня других моделей и альтернатив.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.