22 ноября состоится саммит Украина-ЕС. К его началу Украина и Европейский Союз подготовят План действий относительно перехода к безвизовому режиму. Об этом заявил президент Виктор Янукович во время своего визита в Брюссель.

Шаг - вперед, два – назад

Надо сказать, страны Восточного партнерства сегодня проявляют разную степень интереса к введению безвизового режима. Белоруссия, Армения и Азербайджан не вносят вопрос отмены визового режима в число приоритетов. На это у каждой из стран свои причины. Среди них, например, непопулярность путешествий в Европу среди граждан Армении и Азербайджана. Что касается Грузии, то эта страна только недавно – в июне 2010 года - заключила соглашение об упрощенной процедуре выдачи виз. «И лишь Украина и Молдова, по определению и факту, являются теми странами Восточного партнерства, которые требуют скорейшего решения вопроса об упразднении визового режима с ЕС, – говорит руководитель гражданской инициативы «Европа без барьеров» Ирина Сушко. – И если Украина начала визовый диалог в октябре 2008 года, то Молдова - только в июне 2010 года. Но цель обоих государств четкая – отмена визового режима. Правда, и для Молдовы, и для Украины – это долгосрочная перспектива. Но уже сегодня можно говорить, что существуют четкие критерии, выполнение которых должно привести к желаемой цели».

Напомним, успех в вопросе отмены виз для украинцев зависит от того, как Украина выполнит все пункты «опросника ЕС». Он был передан Украине в середине июня и состоит из 41 вопроса, касающихся состояния национального законодательства, планов по решению существующих проблем и гарантирования сроков принятия необходимых нормативных актов.

Интегрированное управление границами – одна из важных составляющих визового диалога. Киев обязан передать Еврокомиссии план «делимитации государственной границы, включая морские участки». У некоторых стран Восточного партнерства уже есть опыт сотрудничества в пограничных вопросах. В первую очередь, речь идет о Молдове и Украине, на границах которых еще с 2005 года существует практика приграничной помощи.

Еще один важный вопрос – безопасность документов. Все шесть стран-партнеров находятся на этапе перехода к новому типу документов – в первую очередь речь идет о внедрении биометрических паспортов. Лидер в этом вопросе – Молдова. Для выезда за границу страна начала выпуск таковых еще в 2008 году, а с 2011 года соответствующие органы будут выдавать только биометрические паспорта. С июня 2010 года Грузия также начала выпуск паспортов нового поколения. Украина, как, впрочем, и другие страны, в этом вопросе отстает.

«За последние три месяца Украина сделала один шаг к цели и два назад, – уверен директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко. – Позитив – ратификация конвенции Совета Европы о защите персональных данных и принятие закона о защите персональных данных». Без этих документов не может быть никакого сотрудничества в области правоохранительной деятельности. И пусть наш закон – несовершенен (об этом уже успели заявить правозащитники), но он все-таки есть. «Шаг назад – возврат к паспортам старого образца с вклеенной фотографией – их разрешили выдавать в посольствах Украины в Европе, – продолжает эксперт. – При этом Украина по дипломатическим каналам не один раз обещала, что подобного впредь не будет, и нарушала слово. Второй шаг назад – ликвидация миграционной службы».

Ноябрьские надежды

Несмотря на это, эксперт выражает твердые надежды, что как раз в это время Еврокомиссия работает над текстом плана действий к безвизовому режиму Украины с ЕС, который может быть оглашен на саммите Украина-ЕС в ноябре. «На наш взгляд, разную проблематику касательно свободы передвижения имеют разные страны ЕС, – говорит Александр Сушко. – Они же демонстрируют разную степень поддержки. Поэтому Украине надо действовать разными способами и в разных направлениях».

Например, Европейская комиссия занимает довольно дружественную позицию по отношению к Украине. В вопросе либерализации она готова идти достаточно далеко, ведь упразднение визового режима – это логическое продолжение процесса глобализации. Конечно, это может произойти при условии, что Украина продемонстрирует успехи в реформах. При этом Еврокомиссия давно уже сформировала то видение, которому Украина должна следовать в процессе визовой либерализации. Парламент ЕС – более строг. Его мнение часто основывается на национальных интересах, а парламентарии всегда будут думать, как решение каждого из них повлияет на их рейтинги в их же странах. Орган, который выносит окончательный вердикт, – Совет ЕС. Положительным он может быть при условии согласия всех 28 стран ЕС. Не лишним будет заметить, что наиболее строги к нам Голландия, Германия и Бельгия.

«Важно понимать, что в визовом вопросе было бы ошибочно работать только с европейскими институтами, – говорит представитель Центра мира, конверсии и внешней политики. – Важна работа с политической элитой всех стран. В ее число входят не только министры иностранных дел – они, как правило, достаточно лояльно относятся к вопросу расширения, но и министры внутренних дел, финансов, юстиции. Они – наибольшие скептики. Украина же давит только на дипломатическое ведомство. Например, МИД Германии довольно активно работает в украинском направлении, но органы внутренних дел блокируют любые уступки на пути к визовой либерализации. Вообще, очень трудно работать с теми странами, где при власти находятся партии крайне правого направления – именно они активно выступают за борьбу с нелегальной миграцией». Например, в январе-феврале этого года в Бельгии и Швеции резко увеличилось количество людей из Македонии и Сербии, ищущих убежище.

И не надо забывать о формировании позитивного имиджа украинского гражданина. Его как раз в полной мере не могут представлять политические лидеры. Это может происходить как на уровне медиа, так и на уровне общественных организаций. Так же важно решение вопроса коррупции. Понятное дело, что ее полностью искоренить нельзя. Но Украина должна демонстрировать успехи в этой области, не просто арестовывая нынешних оппозиционеров за грехи прошлого, а показать чистки в своих рядах.

Степень доверия

При этом надо говорить, доверяет ли Европа Украине? Об этом можно судить хотя бы по количеству виз, выданных гражданам Украины, и числу отказов.

Итак, по статистике выдачи виз стран-участниц Шенгенского соглашения в 2009 году Украина заняла второе место в мире. Мы получили 1 млн. 125 тыс. 659 виз (из почти 12 млн) или 9,2%. По этому показателю мы обогнали Турцию и Китай, но уступили Российской Федерации. Лидеру по поездкам в Шенгенскую зону было выдано 3 миллиона 578 тыс. 672 виз или 29,4% (согласно данным исследования ГИ «Европа без барьеров» «Безвизовая Европа для стран Восточного партнерства: пути достижения»).

В последнее время много говорят, что польское консульство во Львове выдает много виз – примерно 300 тысяч в год. Но оно только четвертое в мире. Больше Шенгенских виз выдает консульство Италии и Испании в Москве, а абсолютным рекордсменом является консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, которое выдает более полумиллиона «пропусков» в Европу. Но главное в этом примере то, что питерское консульство может выдавать до 4 тысяч виз в день, а это означает, что условия выдачи виз таковы, что реально применяется очень либеральная практика. Как вывод: гибкость Шенгенского права позволяет применять подобную практику и в Украине (конечно, при существовании необходимой политической воли).

Что касается процента отказов, то у нас он на уровне 4% (в некоторых Балканских странах, которые сейчас уже имеют безвизовый статус, он доходил до 20%). Чаще всего в выдаче виз нашим гражданам отказывает консульство Испании (14%). Далее в списке – Германия, Бельгия, Греция. В 2009 году неожиданно негостеприимной оказалась Латвия – она отказывала каждый десятый раз. А вот больше украинцам стала доверять Франция – процент отказов упал. Среди наименее сомневавшихся в нас (отказы в выдачи виз до 3%) словаки и венгры.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.