Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выбор Киева – Евросоюз или Россия?

© коллаж ИноСМИВыбор Киева – Евросоюз или Россия
Выбор Киева – Евросоюз или Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда на международном саммите президента Виктора Януковича спросили, с кем предпочтет сближаться Украина – с Европейским Союзом или с Россией, он туманно ответил украинской пословицей, сказав, что «наши сапоги дорогу знают». Этот разговор шел во вполне подходящем месте - в ялтинском Ливадийском дворце, в котором в 1945 году делили Европу Рузвельт, Черчилль и Сталин. Сейчас, шесть десятилетий спустя, Украина разрывается между орбитами притяжения Москвы и Евросоюза.

Когда на международном саммите президента Виктора Януковича спросили, с кем предпочтет сближаться Украина – с Европейским Союзом или с Россией, он туманно ответил украинской пословицей, сказав, что «наши сапоги дорогу знают».

Этот разговор шел во вполне подходящем месте - в ялтинском Ливадийском дворце, в котором в 1945 году делили Европу Рузвельт, Черчилль и Сталин. Сейчас, шесть десятилетий спустя, Украина разрывается между орбитами притяжения Москвы и Евросоюза.

После «Оранжевой революции» 2004 года, которая привела к власти прозападного президента Виктора Ющенко, вопрос о том, что выберет Украина, казался решенным – ее целью стало вступление в НАТО и ЕС. Однако победа на февральских выборах промосковского г-на Януковича, проигравшего в 2004 году, и начатое им экономическое сближение с Москвой, вновь поставили на повестку дня проблему судьбы Украины.

Эти вопросы выйдут на передний план в среду, когда российский премьер-министр Владимир Путин посетит Киев, чтобы обсудить цены на природный газ и ряд других тем, которые могут помочь двум странам сблизиться. Они также сыграют важную роль на предстоящих в следующее воскресение региональных выборах, которые станут важной промежуточной проверкой как для популярности г-на Януковича, так и для заявлений оппозиции о том, что его коалиция будет пытаться подтасовать результаты.

Честно говоря, европейские амбиции Украины были поставлены под сомнение еще до победы г-на Януковича на выборах. Чехарда «оранжевых правительств» заставила многих украинцев разочароваться в демократии. Неспособность Евросоюза обеспечить Украине реальную перспективу членства дополнительно усилила это разочарование, хотя, по данным опросов, многие граждане, особенно на западе страны, до сих пор выступают за европейскую интеграцию.

В Ялте г-н Янукович уверял, что «европейский выбор» его страны остается «неизменным приоритетом», хотя восстанавливать связи с Россией также имеет смысл. По-видимому, президент хочет сначала посмотреть, что могут дать обе стороны. Однако и ЕС, и Россия сейчас предлагают Украине значительно усилить интеграцию, и, в конце концов, делать выбор Киеву все же придется.

Россия становится все более напористой. В отчаянной попытке облегчить положение украинской тяжелой промышленности, сильно пострадавшей в прошлом году от глобальной рецессии, г-н Янукович в апреле добился скидки на российский газ. Взамен он продлил России аренду украинского порта Севастополь, в котором размещается российский Черноморский флот, еще на 25 лет. Это, во-первых, сделало, по-видимому, невозможным вступление Украины в НАТО в обозримом будущем, а во-вторых, разожгло аппетиты Кремля.

Между тем, Евросоюз, не предлагая членства, ведет с Украиной переговоры о зоне свободной торговли.

Европейские чиновники считают доступ ко внутреннему рынку в 500 миллионов человек весьма соблазнительным предложением. Соглашение о зоне свободной торговли должно заставить Украину добиться прозрачности в инвестиционной сфере и модернизировать свою промышленность. Это может ударить по чьим-то деловым интересам, но обеспечит преимущества в долговременной перспективе.

Проевропейские экономисты полагают, что ЕС предлагает намного больше, чем Россия. Последняя может предложить разве что низкие цены на энергоносители, позволяющие защитить устаревший и неэффективный украинский энергетический сектор.

Представители Москвы, в свою очередь заявляют, что украинские предприятия советских времен, в том числе связанные с авиационной и космической промышленностью, могут возродиться только благодаря партнерству с родственными российскими компаниями.

Однако Украине предстоит сделать не только экономический выбор. Вопрос в том, страной какого типа она хочет быть. Сблизиться с ЕС – значит принять европейские ценности демократии и свободы слова вместо «управляемой» демократии в российском стиле, к которой склоняется г-н Янукович.

Аналитики полагают, что богатые сторонники президента (а на Украине олигархи обладают куда большей властью, чем в России), возможно, относятся к европейской интеграции с намного меньшим энтузиазмом, чем утверждают. Они предпочитают, говорит один бывший представитель политических кругов, использовать непрозрачность политических и правовых условий на Украине для быстрого заработка.

В связи с этим г-ну Януковичу, которому необходимо укреплять экономику, чтобы поддерживать свою популярность, возможно, придется искать помощи у Москвы. Однако, если учесть, что его уступки, похоже, только подтолкнули ее увеличить требования, президенту, возможно, имеет смысл вспомнить другую любимую в России пословицу: «Аппетит приходит во время еды».