Панкисское ущелье, Грузия, 28 февраля 2002 года. По заявлениям грузинских официальных лиц, в этом 40-мильном ущелье (1 сухопутная миля = 1,609 км) в Кавказских горах, среди скал и деревьев укрываются десятки афганских и арабских боевиков. По их словам, по крайней мере, некоторые из вновь прибывших боевиков планируют террористические нападения в России или стремятся добраться до Европы и Соединенных Штатов Америки, возможно, для того чтобы осуществить террористические акции.
Официальные лица России и Соединенных Штатов указывают, что им хотелось бы перенести сюда сражение с глобальным терроризмом. Однако правительство президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе неохотно идет на активные действия в районе, где укрываются около 8000 беженцев и около 1500 чеченских повстанцев. Этот район давно уже является ничейной территорией преступности, наркоторговли и взятия заложников. В этом месяце министр обороны России Сергей Иванов назвал Панкисское ущелье "мини-Афганистаном на пороге России".
Но высшие правительственные чиновники в Тбилиси отмечают, что любая военная операция в ущелье поставит под угрозу мирных жителей и чревата риском переноса российской войны в Чечне в Грузию. В Москве российский министр иностранных дел заявил, что американское предложение направить в Грузию около 200 военных специалистов с целью подготовки и оснащения грузинских вооруженных сил для борьбы с терроризмом "может усугубить ситуацию в регионе, которая и без того уже трудная".
Грузия - одно из самых слабых постсоветских государств - хотела бы получить от Соединенных Штатов военную технику - танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия и снаряжение - до того, как грузинские войска будут направлены в ущелье для борьбы с закаленными боевиками. Но ни Вашингтон, ни Москва, как кажется, не готовы поставлять Грузии тяжелую военную технику, отчасти потому, что Грузия увязла в этнических конфликтах в двух мятежных регионах, Абхазии и Южной Осетии. Нет никакой гарантии, что такое оружие не будет применено для разжигания этих конфликтов. На данный момент г-н Шеварднадзе и его высшие чины настаивают, что ни российским, ни американским войскам не будет позволено вмешиваться в боевые операции на грузинской земле, хотя все согласны, что акция против здешних воинствующих исламистов срочно нужна.
Угроза терроризма возрастает, считает Валерий Хабурджания, который руководит обеспечением безопасности Грузии. В интервью он заявил, что его агенты арестовали десятки афганцев, саудовцев, иорданцев, которые нелегально проникли в Грузию из Афганистана или других стран Средней Азии, причем многие без документов, удостоверяющих личность. "Афганцы попадают к нам в поисках безопасного убежища, - сказал г-н Хабурджания. - К сожалению, район Панкисского ущелья стал для нас источником напряженности. Там процветает наркоторговля. Мы не можем контролировать все, что там происходит. Если мы не решим панкисскую проблему, это создаст угрозу целостности Грузии и безопасности региона".
В Грузии служба государственной безопасности, во главе которой недавно встал г-н Хабурджания, распространила фотографии и отпечатки пальцев всех арестованных афганцев и арабов в надежде, что американские и европейские разведывательные службы сумеют выявить среди них членов "Аль-Каиды". Кое-кто из высших официальных лиц России даже высказывает предположение, что в Панкисском ущелье может скрываться Усама бен Ладен (Osama bin Laden). Один из чеченских полевых командиров, Руслан Гелаев, создал в ущелье сеть лагерей подготовки. Боевики используют его как тыловой район для отдыха, подготовки и пополнения вооружением, сообщили российские официальные лица. Западные официальные лица указывают, что некоторые укрывающиеся в ущелье преступники действуют в сговоре с коррумпированными грузинскими политиками. Есть данные о том, что г-н Шеварднадзе в прошлом году санкционировал неудачный рейд гелаевских отрядов в Абхазию. Западные официальные лица опасаются, что лучше вооруженные грузинские военные могут осуществить аналогичную операцию против Абхазии.
Грузинские ветераны войны в Афганистане недавно вышли на улицы города Ахмета, протестуя против неспособности правительства г-на Шеварднадзе раздавить "змеиное гнездо" в Панкиси. Однако в настроениях большинства грузинских и западных официальных лиц преобладает озабоченность в связи с опасностями проведения крупной военной кампании в ущелье. Они боятся, что в результате этого война в соседней Чечне перехлестнется через границу. Таким образом, внезапное внимание к Панкисскому ущелью является для Тбилиси кошмаром. "Там проживают горцы, и у всех имеется оружие. Если мы начнем внезапную военную операцию, могут произойти этнические столкновения", - сказал г-н Хабурджания.
Грузинские официальные лица сейчас заявляют, что не станут атаковать ущелье, пока там укрываются тысячи чеченских беженцев. Они не позволят войти туда российским войскам, чтобы те сделали за них их работу, и они не станут силой выдворять оттуда беженцев. Грузия хочет оставаться нейтральной в войне России в Чечне, и г-н Шеварднадзе, к неудовольствию Москвы, отказывается именовать чеченское восстание террористическим движением.
Количество воинствующих исламистов среди примерно 1500 боевиков под командованием г-на Гелаева не особенно велико. Но эти афганские и арабские боевики рассматривают чеченский конфликт как продолжение своего джихада, который имеет задачей создание радикальных исламских государств во всей Средней Азии. Официальный Вашингтон продолжает проводить различие между террористами, внедрившимися в чеченское повстанческое движение, и общей борьбой чеченцев за независимость от Москвы. Но американский посол в Тбилиси Филип Ремлер (Philip Remler) удивил в этом месяце даже грузинских официальных лиц, когда заявил, что среди афганских и арабских моджахедов, пробравшихся в Панкисское ущелье, есть члены "Аль-Каиды".