Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Можно ли консолидировать верующих, не занимаясь миссионерством?

Папа пытается убедить Патриарха в невинности своей затеи

Можно ли консолидировать верующих, не занимаясь миссионерством? picture
Можно ли консолидировать верующих, не занимаясь миссионерством? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Ватикан констатирует, что российское правительство не имеет никаких возражений по поводу создания епархий, да и не могло бы их иметь с учётом своих международных обязательств, он демонстрирует, во всяком случае, что касается текста его заявления для прессы, не слишком-то много экуменических чувств.

Возмущенная реакция руководства православной церкви на решение Ватикана о преобразовании апостольских администратур римско-католической церкви на российской территории в епархии не могла быть неожиданностью для курии. Уже одно то, что заявление пресс-службы Ватикана от 11 февраля о чисто административной мере, имеющей вполне нормальный характер, было сделано в подчеркнутой форме, что говорило том, что у заявителя не вызывала сомнений возможная реакция другой стороны. На следующий день последовало детальное изложение исторических причин этого шага и ситуации в религиозных делах. Однако в текстах обоих документов есть несколько предложений, которые не обещают разоружающего воздействия на противную сторону.

С временным состоянием покончено

Церковно-правовая сторона дела достаточно понятна. Апостольские администратуры служили в переходный период для временного обеспечения главных функций церкви, таких, как проведение богослужений, совершение церковных обрядов, обучение. Когда стабилизируется политическая и демографическая ситуация, окончательный характер могут обретать и церковные структуры. Этой модели соответствует в данном случае преобразование действовавших на временной основе в течение одиннадцати лет с момента распада Советского Союза апостольских администратур с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске в епархии, образующие единую церковную структуру. Верующие-католики, к которым будут обращаться из этих центров, это в основном российские граждане преимущественно немецкого и польского происхождения (как и четыре епископа). В общей сложности - их 1,3 миллиона человек. Совершенно уместной является ссылка Ватикана на то, что на Западе существуют русские православные общины (Вена, Берлин, Брюссель и т.д.).

Однако, когда он констатирует, что российское правительство не имеет никаких возражений, да и не могло бы их иметь с учетом своих международных обязательств, Ватикан демонстрирует, во всяком случае, что касается текста его заявления для прессы, не слишком-то много экуменических чувств. Не означает ли это, что для Ватикана важнее согласие со стороны государственного органа (который, как всегда печется о своих отношениях с русской церковью), чем согласие Священного Синода и Патриарха? "Католическая церковь", говорится далее (однако католиками считают себя и православные), надеется, "благодаря своей новой организации улучшить диалог и сотрудничество с Русской православной церковью". Но не лучше ли считать улучшение отношений предпосылкой для последующей реорганизации, вместо того, чтобы видеть ее в последствиях предпринимаемого шага? Далее еще добавляется, что в последние годы католические организации передали российской церкви в качестве пожертвований большую сумму денег, что в данный момент звучит тоже не очень-то благозвучно.

Реорганизация как восстановление

Ватикан делает исторический экскурс в глубины времени вплоть до 18 столетия. Но, прежде всего, он анализирует ситуацию ко времени начала советского господства. Как результат его, с одной стороны, в целом подавлялась религиозная активность, а с другой, - среди населения России в результате насильственного переселения немцев и польских групп населения значительно увеличилось число исповедовавших римско-католическую веру.

С этой точки зрения нынешняя реорганизация видится как восстановление прежних обстоятельств. И сегодня, как говорится в газете Ватикана, речь о прошлом может идти с такой же натяжкой, как и о том, "что присутствие католических общин может поставить под вопрос культурную идентичность традиционно православной страны. Упрек в прозелитизме в действительности вряд ли справедлив в том смысле, что, якобы, можно переманить христианских верующих русской церкви. Но, как все же поясняется, Христос завещал завоевывать на свою сторону новых верующих "из кругов, которые далеки от веры в любую религию". И то, что такое заявление о намерениях может заставить православных предстоятелей еще больше утвердиться в своем глубоко коренящемся чувстве соперничества, становится очевидным. Вопрос: "Что вам нужно?" в лоб не поставишь.