Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Суть угрозы, исходящей из Панкисского ущелья, находится под вопросом

Соединенные Штаты готовятся обучать грузинские вооруженные силы антитеррористической тактике, а аналитики задают вопросы о мотивах

Суть угрозы, исходящей из Панкисского ущелья, находится под вопросом picture
Суть угрозы, исходящей из Панкисского ущелья, находится под вопросом picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузинские власти не скрывают факт пребывания в Панкисском ущелье чеченских боевиков и арабов, однако они всячески принижают его значение. "Арабов там всего десяток, и они не связаны с движением "Аль-Каида" и Усамой бен Ладеном", - говорят грузинские официальные лица. А находятся они там лишь потому, что грузины, в силу многовековых традиций гостеприимства, не могут отказаться принять у себя гостей.

Грузия, Дуиси - Группа арабских боевиков, находящаяся в горах в районе Панкисского ущелья, встревожила Соединенные Штаты настолько, что они готовы потратить 64 миллиона долларов США для того, чтобы помочь грузинским военным избавиться от них.

Филип Ремлер (Philip Remler), главный американский дипломат в Грузии, заявил в феврале, что за последние месяцы десятки боевиков из Афганистана, включая членов движения "Аль-Каида", укрылись на Кавказе.

Однако власти этой бывшей советской республики, как местного, так и высшего уровня, оспаривают это утверждение. Они говорят, что хотя в Панкисском ущелье и происходит нечто большее, чем просто криминальная деятельность, там, вероятно, находится всего десяток или около того сбежавших арабов.

Небольшая группа американских военных советников уже прибыли в Грузию в преддверие программы, в ходе которой Соединенные Штаты подготовят и экипируют четыре антитеррористических батальона по 300-400 военнослужащих, с целью установления контроля над Панкисским ущельем. В программе будут принимать участие около 200 американцев, часть из которых прибудет на этой неделе. В ходе шестимесячной программы подготовки на лето запланированы учения.

Как бы то ни было, представители грузинских служб безопасности считают, что непосредственную угрозу находящиеся в горах молодые люди представляют не для Соединенных Штатов или Грузии, а для России. Они говорят, что арабы ждут, пока не растает снег, чтобы пересечь Кавказские горы в северном направлении и присоединиться к ведущейся сепаратистами в российской Чеченской республике борьбе против контроля Кремля.

Представители грузинских служб безопасности, от которых Соединенные Штаты получают большую часть разведывательной информации об ущелье, не знают, к какой национальности принадлежат эти люди, каким путем они попали в Грузию, сражались ли они когда-либо в Афганистане и имеют ли они какие-либо связи с террористической сетью Усамы бен Ладена (Osama bin Laden).

Грузинские аналитики не считают, что из Панкисского ущелья исходит серьезная или непосредственная террористическая угроза. Они видят предназначение американской программы в предотвращении возможных будущих угроз, в поддержке слабого и коррумпированного грузинского государства в регионе, где Соединенные Штаты имеют нефтяные интересы и в укреплении американского влияния на Кавказе.

В понедельник американские официальные лица в Вашингтоне признали, что хотя они и обеспокоены присутствием антиамериканских исламских боевиков в Грузии, главной целью новой программы помощи является стабилизация обстановки в регионе путем оказания Грузии помощи в укреплении контроля над ее территорией.

Они говорят, что грузинские власти не могут должным образом патрулировать свои границы, и утверждают, что региональная стабильность будет поставлена под угрозу, если Россия захочет преследовать террористов на территории Грузии.

Один из чиновников государственного департамента сказал, что число арабских боевиков в Грузии неизвестно и что по разным оценкам оно колеблется от десятка до двухсот.

Для представителей местных служб безопасности, например, Имзара Махаликашвили (Imzar Machalikashvili), проживающего в деревне в Панкисском ущелье, сообщения о террористах "Аль-Каиды", прячущихся в регионе, всегда казались раздутыми.

"Нет никаких свидетельств того, что здесь находятся десятки боевиков "Аль-Каиды". Максимум, 10-15 арабов, и никакой информации об их связях с "Аль-Каидой"", - сказал Махаликашвили.

"Мы не знаем, - добавил он, - чьи интересы тут затрагиваются, однако угроза несомненно преувеличена, и вся ситуация чрезмерно раздута".

Схожие с оценками Махаликашвили данные были приведены в этом месяце министром государственной безопасности, министром обороны, министром внутренних дел и представителем службы безопасности чеченских сепаратистов, знакомым с ситуацией в Панкисском ущелье.

Борьба за избавление от российского вмешательства

После распада Советского Союза Грузия постоянно боролась за избавление от зачастую агрессивного российского вмешательства в свои дела. Однако, несмотря на связи с Соединенными Штатами и около девятисот миллионов долларов американской помощи за последние пять лет, республика не смогла этого добиться из-за колоссального взяточничества и других преступлений правительственных чиновников, полиции и армии.

Аналитики и западные советники теперь подозревают, что большая часть помощи была разворована, а некоторые критики даже предполагают, что, если бы не американская антитеррористическая кампания, то Запад мог бы уже отказаться от Грузии.

Однако стратегическое местоположение Грузии в Закавказье - транзитный коридор, который Соединенные Штаты хотели бы использовать для транспортировки каспийской нефти - означает, что этого никогда бы не произошло.

Панкисское ущелье, небольшой кусочек территории на северо-востоке Грузии, около 8 миль в длину и 4 миль в ширину (1 миля - 1609 метров - прим. пер.), на протяжении веков связывалось с преступностью и контрабандой. Однако после распада Советского Союза и последующего уменьшения влияния местных властей ситуация - в том числе в сфере похищения людей, транспортировки наркотиков и контрабанды оружия - ухудшилась.

В ущелье, по данным местных представителей правоохранительных органов, скрываются более ста местных преступников, а также несколько сотен боевиков-сепаратистов, или бывших боевиков, пришедших через труднопроходимые горы из Чечни, в поисках убежища от жестокой российской военной кампании.

Недавно, стремясь восстановить свою власть, правоохранительные органы и службы безопасности Грузии установили пять контрольных пунктов и арестовали некоторые местные криминальные фигуры. Однако до сих пор можно дать всего стодолларовую взятку, чтобы пройти через любой из этих пунктов, сообщают грузинские журналисты, которые недавно так и сделали.

Представляемые грузинской стороной объяснения панкисской проблемы являются необычными и старомодными, и основываются на давней грузинской традиции чрезмерного бескорыстного гостеприимства. Расплывчатое мнение Тбилиси основывается на той же идее: вы должны принять в гости и защищать даже врага, если он ищет убежища в вашем доме.

Когда в 1999 году тысячи беженцев проникли на территорию Грузии из Чечни, с ними пришли и боевики, часть из которых пресытилась этим конфликтом, часть - хотела передышки. Тем временем в Грузию ехали арабы и представители других национальностей, стремящиеся присоединиться к чеченским сепаратистам, также через ущелье поставлялось оружие чеченским боевикам. Местные деревни, населенные главным образом этническими чеченцами-кистинцами, имеющими тесные связи с Чечней, не задавали никаких вопросов.

"Они (чечнцы) пришли сюда и ведут должный образ жизни. Никто не спрашивает, воевали они или нет", - говорит проживающий в деревне Дуиси шестидесятипятилетний Ахмед Маргошвили (Akhmed Margoshvili). По его словам, несколькими неделями ранее он видел в деревне арабов.

"Их было очень мало. Я видел очень мало лиц. Я не знаю, откуда и почему они пришли. Их редко можно увидеть, - сказал Маргошвили. - Эти арабы ничего не нарушают, если у них есть проблемы с кем-либо еще, то это нас не касается. Мы не хотим об этом знать".

Давид Лордкипанидзе (David Lordkipanidze), руководитель службы безопасности города Ахмета, располагающегося недалеко от входа в ущелье, сказал, что его люди поддерживают контакты с чеченскими боевиками и арабами, принося им пищу.

Он сказал, что арабы приехали в сентябре, до того, как началась американская военная кампания против Афганистана, и что нет никаких свидетельств того, что эти люди сражались там.

Время от времени некоторые из арабов приходят в Дуиси, однако они практически не общаются с местными жителями.

"Наши источники сообщают нам о том, что они (арабы) планируют и что они собираются делать. Они хотят уйти отсюда как только откроется проход через горы в Чечню", - сказал Лордкипанидзе.

"Они боятся, так как они слышали все эти сообщения о том, что Грузия и Соединенные Штаты начинают антитеррористическую операцию".

В ущелье преобладает спокойная, но напряженная обстановка. Молодые люди в камуфляжной форме и военных головных уборах слоняются вокруг недавно построенной мечети. Другие одетые в камуфляж люди проезжают мимо на машинах. Однако стоит попробовать подойти к любому из них, и они скрываются в переулках, поворачиваются и быстро уходят, исчезают в зданиях или останавливают свои автомобили в удалении.

Лордкипанидзе утверждает, что мечеть в Дуиси была построена на деньги, поступившие из Саудовской Аравии, и что мужчины, находящиеся около нее, являются чеченскими ваххабитами - членами фундаменталистского исламского движения, прибывшими из Чечни. Традиционно жители Чечни и Панкисского ущелья придерживаются более мягких течений ислама.

По оценкам Лордкипанидзе около 80 процентов находящихся в регионе ваххабитов являются преступниками.

Иностранным журналистам разрешили посетить ущелье только при условии сопровождения их подчиненным Лордкипанидзе, Махаликашвили, который не разрешал приближаться к мечети или находящимся вокруг нее молодым людям, утверждая, что христиане не могут входить в мечеть или приближаться к ней. Другие местные жители утверждали обратное.

Малика Садыкова, пятидесятилетняя беженка из чеченской столицы, сказала, что ваххабиты пытаются убедить молодежь участвовать в священной войне.

"Я думаю, они используют слово "ваххабизм" для прикрытия своей криминальной деятельности. Ваххабиты искажают ислам. Они приносят видеокассеты, при помощи которых они распространяют ваххабизм среди местного населения, - говорит Садыкова. - Они говорят нашим молодым мальчикам, что они должны умереть в этой священной войне. Ваххабизм разрушает нашу молодежь".

В то время, как официальные лица принижают террористическую угрозу, Ираклий Аласания (Irakly Alasania), первый заместитель министра государственной безопасности Грузии заявляет, что грузинские власти глубоко озабочены зарождением ваххабитского движения в ущелье.

Он сказал, что нет доказательств того, что находящиеся в ущелье арабы, чье количество он определил как "не превышающее десяток человек", имеют связь с "Аль-Каидой". Однако, по его словам, возможно, что некоторые из них связаны с находящимся в Чечне полевым командиром Хаттабом, ваххабитом, который может иметь отношение к "Аль-Каиде". Известно, что Хаттаб отправил некоторых боевиков в Афганистан, чтобы те сражались на стороне движения "Талибан".

Аласания заявил, что грузинские официальные лица в начале прошлого года не пустили в страну одного иорданца и одного жителя Саудовской Аравии, так как была получена информация о том, что эти люди планируют осуществить террористические акты против России. Также несколько недель назад были задержаны пятеро не имевших при себе документы афганцев, хотя эти люди и утверждали, что они простые беженцы, а не моджахеды. Эти люди были высланы в соседний Азербайджан, с территории которого они проникли в Грузию. По словам Аласании, других таких случаев не было.

Чиновник чеченской службы безопасности, представляющий в Тбилиси главу чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, сообщил о том, что он встретил двумя неделями ранее двух арабских боевиков, 22-х и 23-х лет. Они намеревались направиться на войну в Чечню, однако опасались из-за сообщений о том, что Соединенные Штаты собираются помочь Грузии очистить Панкисское ущелье.

"У них были визы. Позднее они вернулись обратно в Объединенные Арабские Эмираты. Они сказали: 'Мы не террористы, и все это давление лишило нас желания воевать', - сказал этот не пожелавший сообщить своего имени чиновник. - Они просто молодые парни. Люди, помогающие нам, не связаны с бен Ладеном или "Аль-Каидой"".

Он сказал, что несколько лет назад в Чечне находилось около 250 арабских боевиков, однако большинство из них было убито в той войне.

Тбилисский военный аналитик Каха Кацитадзе (Kakha Katsitadze) заявил, что из ущелья не исходит какая-либо значимая террористическая угроза, и что там не наблюдается значительного присутствия исламских фундаменталистов. Однако если не предпринять никаких мер, сказал эксперт, угрозы могут возникнуть в будущем.

"Проблема заключается не в том, что в ущелье скрываются несколько боевиков. Проблема в том, что там нет эффективных структур, способных справиться с этой проблемой", - сказал Кацитадзе.