В то время как Запад видит в России надежного поставщика нефти на фоне нестабильной ситуации на Ближнем Востоке, Япония и Китай тоже не против увеличить импорт российской нефти. Они предлагают построить нефтепроводы, по которым впервые в истории человечества сибирская нефть потечет на восток.

Во время своего визита в Москву японский премьер-министр Д.Коидзуми предложил президенту Путину рассмотреть возможность строительства нефтепровода из Восточной Сибири в тихоокеанский порт Находку стоимостью в 5 млрд. долларов. Путин подчеркнул свою заинтересованность в реализации проекта, однако отметил, что экспертам нужно предварительно определить финансовую целесообразность строительства нефтепровода.

Предложение японского премьер-министра идет вразрез с намерениями Пекина, предлагающего построить более короткий и менее затратный нефтепровод в северный Китай. Нефть для первого и второго проекта предполагается выкачивать из недр восточной Сибири, плохо освоенного региона, в котором, по мнению экспертов, этого сырья ровно столько, чтобы оправдать строительство только одного нефтепровода.

Ни один из нефтепроводов не будет готов к тому времени, когда после возможного удара США по Ираку в мире будет ощущаться дефицит нефтепродуктов. Тем не менее крупнейшие в экономическом отношении азиатские державы заинтересованы в укреплении экономических связей с Россией в долгосрочной перспективе.

В прошлом году Япония импортировала более 80% нефти с Ближнего Востока, в то время как на долю нефтедобывающих стран бывшего Советского Союза пришлось менее 1% аналогичных поставок. Китай потребляет меньше нефти, зато его энергопотребности растут быстрыми темпами. В прошлом году он импортировал с Ближнего Востока 40% нефти против 6% - из стран бывшего Советского Союза.

По словам Коидзуми, «этот регион (дальний Восток - прим. пер.) обладает большими запасами энергоресурсов. Япония должна импортировать большую часть нефтересурсов из-за рубежа. В этой области мы можем плодотворно и много сотрудничать».

Тихоокеанский нефтепровод сможет транспортировать ни много, ни мало - 1 млн. баррелей нефти в день. По мнению экспертов, с его помощью можно будет транспортировать нефть на западное побережье США. Одновременно Япония планирует получить контракты на поставку стали для изготовления нефтепровода.

По словам представителей российской компании «Транснефть», правительство пока изучает экономическую целесообразность строительства тихоокеанского нефтепровода, хотя геополитические дивиденды от его строительства, на их взгляд, очевидны. «Россия получит возможность экспортировать нефть на Восток и Запад, что принесет правительству политические дивиденды», - сказал представитель «Транснефти» Сергей Григорьев.

Большая часть российской нефти добывается в западной Сибири и транспортируется в Европу по системе нефтепроводов, построенной еще в советские времена. Частные нефтяные компании России стремятся выйти на новые рынки, при этом они рассчитывают на волну инвестиций, связанную с нефтяным бумом. В минувшем месяце четыре российских нефтепроизводящих компании заявили о планах строительства нефтепровода и северного порта, чтобы транспортировать нефть в США.

Потенциал России как альтернативного поставщика нефти способствовал как укреплению политического имиджа России в Вашингтоне, так и упрочению отношений между Путиным и Бушем.

По мнению аналитиков, более тесное сотрудничество в энергетической области может способствовать ослаблению напряженности в отношениях между Россией и Японией, омраченных многолетним спором по поводу четырех островов в Тихом океане.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.