Выдвигая кандидатуру Михаила Фрадкова на должность премьер-министра страны, президент Владимир Путин дал понять, что по-прежнему не готов назвать имя своего возможного преемника. Вероятнее всего, Фрадков без проблем будет утвержден на посту главы правительства на пятничном заседании Думы, большинство депутатов которой составляют абсолютные сторонники Кремля.

Более того: делая свой выбор в пользу чиновника второго эшелона, каковым и является Фрадков - практически неизвестный россиянам и не претендующий на президентский пост- Путин подтверждает, что вопрос о возможности его пребывания на посту главы государства и после 2008 года, до тех пор пока не будут произведены изменения в 'Магна Карте' (конституционном сроке действия президентского мандата), по-прежнему будет открыт.

За год до окончания своего второго срока - в 2007 году и не раньше - Путин мог бы запустить различные государственные рычаги для того чтобы узаконить продление своего пребывания в Кремле. Исключение составляет лишь тот случай, когда действующий президент решит передать правление государством в руки одного из ближайших своих соратников, в число которых Фрадков, разумеется, никогда не входил.

Фрадков, который лишь в понедельник по телефону узнал о завершении своей командировки в Брюссель, где он являлся полпредом России при Еврокомиссии в ранге министра, кажется временной фигурой на посту премьера. В любой момент он может быть смещен с занимаемой должности для того, чтобы освободить дорогу тому премьер-министру, кандидатуру которого держал в своей голове Путин, когда неделю назад внезапно отправил в отставку Михаила Касьянова.

Трудно представить, чтобы находившийся в бельгийской столице Фрадков в считанные часы смог предложить экономическую программу и новый состав совета министров, который Путин намерен представить россиянам до назначенных на 14 марта президентских выборов. Вывод очевиден: программу и министров предложит Кремль.

В качестве премьер-министра Фрадков станет обычным исполнителем разрабатываемой другими экономической стратегии. Он будет политически слаб до тех пор, пока не сможет - если он действительно будет в этом заинтересован - сформировать свою собственную команду, способную противостоять натиску различных экономических групп, обладающих крепкими связями в Кремле.

На настоящий момент можно говорить лишь об относительной близости Фрадкова с 'Альфа-Групп', владельцам которой удалось избежать селективного применения правосудия, коснувшегося некоторых из их коллег. Но у кандидата на должность премьер-министра нет практически никаких связей с новыми политическими кланами из окружения президента, которые с каждым разом претендуют на все большее экономическое влияние.

Павший на Фрадкова выбор противоречит логике отставки Касьянова или, по крайней мере, тем объяснениям, которые дал сам Путин, заявивший о своем желании разделить с новым премьер-министром и членами будущего правительства ответственность за политику государства в последующие четыре года.

В буквальном смысле слова 'импортированного', а потому и далекого от тех, кто укреплял позиции 'Единой России', а сегодня контролирует большинство депутатских мандатов в Думе, Фрадкова вряд ли можно считать представителем той политической силы, которая должна возложить на себя ответственность поддерживать любую инициативу, идущую от Кремля.

Однако, вполне возможно, что на ближайшее время именно подобное отсутствие политических компромиссов Фрадкова более всего и устраивает как Путина, так и Думу. Никто не может предсказать, что произойдет через три года с российской экономикой, которая, несмотря на всевозможные уловки предыдущего правительства, по-прежнему колоссальным образом зависит от международных цен на нефть.

Если 'экономическое чудо' рассеется, Дума всегда сможет отмежеваться от премьера, выдвинутого не парламентским большинством, равно как и президент не раздумывая откажется от того, кто будет назван единственным виновником случившегося.

Если же экономическая ситуация в стране к 2007 году напротив не ухудшится, Фрадков освободит свое место тому, кто станет премьером во время третьего мандата Путина или же его преемником на посту главы государства. По собственному опыту нынешнему президенту известно, что пребывание на должности премьер-министра, при условии покровительственного отношения хозяина Кремля, может стать отличной платформой для победы на президентских выборах.

Похоже, что у принятого всего лишь за три недели до президентских выборов решения Путина об отставке Касьянова и у выдвижения на должность премьера кандидатуры, имеющей гораздо меньший политический вес, чем у бывшего главы правительства, найдутся и другие объяснения.

Хотя переизбрание Путина считается пустой формальностью, в самый последний момент могло возникнуть единственное препятствие: участие в выборах менее 50% избирателей, после чего голосование было бы признано недействительным. Если бы подобное маловероятное событие действительно произошло, главой государства на переходный период сроком четыре месяца стал бы премьер-министр.

Из излишней предосторожности либо, не веря в то, что все россияне придут на выборы, Путин пресек на корню возможность разворачивания гипотетического сценария, при котором ведущий собственную игру Касьянов мог бы прибрать к рукам власть на четыре переходных месяца, и предпочел назначить на пост премьера человека, полностью зависящего от Кремля.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.