Дональд Рамсфелд является министром обороны США

Вашингтон, 27 мая 2003 года. В Ираке американские войска совершили удивительные вещи: за 2 недели дошли до Багдада и менее чем за месяц свергли режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Но не меньшего внимания заслуживает и то, чего в Ираке не случилось. Иракские военные не успели осуществить пуски по своим соседям ракет "SCUD" (условное наименование НАТО, присвоенное в свое время одному из типов советских оперативно-тактических ракет - прим. пер.); подавляющее большинство иракских нефтяных месторождений не было уничтожено, благодаря чему удалось избежать экологической катастрофы; ключевые мосты, дороги и железнодорожные магистрали были захвачены неповрежденными; дамбы не были взорваны; деревни не были затоплены; инфраструктура страны осталась в основном нетронутой; не было больших масс беженцев, пытавшихся уйти от войны в соседние страны; войска коалиции приняли все меры, чтобы защитить жизни невинных мирных граждан, а также сохранить важные иракские святыни.

Эти достижения обеспечили достаточно сильную основу, на которой можно строить мир. В отличие от Европы после второй мировой войны, большинству населения Ирака после войны не придется восстанавливать свои очаги, хотя они и должны будут работать на благо восстановления своей страны и общества после десятилетий диктатуры.

В Ираке по-прежнему существуют трудности: преступность, инфляция, очереди за бензином, безработица┘ Но это и не удивительно, ибо никакой нации не удалось без трудностей перейти от тирании к свободному обществу. Я вот что хочу подчеркнуть. Прошло всего 7 недель со дня освобождения Ирака - и вызовы остаются. Нужно время и терпение, и мы надеемся, что народ Ирака со временем победит трудности.

Мы заинтересованы в успехах иракцев. Ибо, если Ирак сумеет встать на путь демократического развития, это окажет огромное влияние в регионе и во всем мире. Ирак вполне может стать моделью, доказательством, что умеренное мусульманское государство может преуспеть в борьбе против экстремизма, который сегодня имеет место в мусульманском мире.

Мы берем на себя обязательство помочь иракскому народу встать на путь, ведущий к свободному обществу. Мы не хотим навязывать иракцам американский "шаблон": иракцы сами разберутся, как им строить свободную страну, чтобы в этом строительстве нашли отражение уникальные культура и традиции этого народа.

Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) перечислил некоторые общие принципы, которые критически важны для успеха перехода Ирака от тирании к демократии: чтобы Ирак оставался одной страной, которая не поддерживает террористов, не угрожает соседям или остальному миру своим оружием массового поражения (ОМП) и не угрожает своему разнородному населению террором и репрессиями; чтобы он имел правительство, которое уважает и защищает национальные меньшинства, обеспечивает своему народу возможности через рыночную экономику и справедливость через независимую правовую систему и главенство закона.

Это коренные принципы, на которых держится мировое сообщество свободных наций. Коалиция будет искать иракцев, которые выражают поддержку этим принципам и хотят участвовать в строительстве будущего своей страны. Тем, кто выступает против этих принципов - чья повестка включает замену тирании Саддама Хусейна какой-то иной формой диктатуры - мы будем оказывать противодействие.

Вот некоторые из руководящих принципов, которые будет соблюдать наша коалиция при оказании иракцам помощи в строительстве свободного общества:

- Решительное укрепление власти. Наша цель заключается в том, чтобы как можно скорее передать политическую власть и государственное управление в руки иракцев. Временная администрация Ирака под контролем коалиции (Coalition Provisional Authority), решительно взявшая в свои руки бразды правления, тем самым заполняет образовавшийся вакуум власти в стране, которая многие десятилетия находилась под пятой диктатора. Коалиция не станет терпеть самопровозглашенных "лидеров".

- Обеспечение безопасности. В числе наших первоочередных целей стоят восстановление в стране законности и правопорядка и обеспечение основных услуг для населения. Коалиция нанимает на работу и обучает иракских полицейских и готова при необходимости использовать силу для наведения в стране порядка - ибо без него мало что еще возможно.

- Обязательство остаться, обязательство уйти из страны. Коалиция оставит в Ираке столько войск, сколько требуется и на столько времени, сколько нужно для достижения заявленных целей - но не дольше. Уже 39 стран предложили направить в Ирак свои контингенты для осуществления функций стабилизации и оказания другой необходимой помощи в послевоенном восстановлении.

- Улучшение условий жизни, вовлечение иракцев. Коалиция принимает все меры для улучшения условий жизни иракцев. Уже сегодня снабжение электроэнергией на севере и на юге страны налажено лучше, чем за последние 12 лет; улучшается, пусть и медленно, ситуация с энергоснабжением Багдада. Коалиция хочет быстрых и видимых успехов в восстановлении функционирования других жизненно важных коммунальных служб. Коалиция стремится вовлечь в восстановительный процесс как можно больше иракцев - ибо это их обязанность строить будущее своей страны.

- Выдвижение на руководящие посты иракцев, разделяющих идеалы свободного и умеренного Ирака. Коалиция при укомплектовании министерств и ведомств будет стремиться к тому, чтобы как можно скорее на руководящие посты были выдвинуты выражающие готовность к сотрудничеству иракцы, которые должны разъяснять народу цели и задачи восстановления. Только так можно добиться широкой общественной поддержки, которая жизненно важна для безопасности.

- Искоренение баасистов [членов партии Баас (Baath Party) - прим. пер.)] из общества. Коалиция станет активно противодействовать функционерам бывшей правящей партии и прочим активистам, на которых опирался прежний правящий режим.

- Справедливый суд для преступников. Тех, кто совершил военные преступления или преступления против человечества, будут неустанно разыскивать и предавать суду. Будут созданы механизмы для осуществления проверки и выявления членов организаций, которые осуществляли репрессивные функции.

- Восстановление социальной основы. Ираку нужно найти пути и способы залечить раны, которые нанесли обществу баасисты.

- Заявки на возврат собственности. Будут созданы механизмы для мирного разрешения имущественных споров.

- Создание условий для рыночной экономики. Все решения будут выноситься с учетом их соответствия принципам рыночной экономики, а не сталинистской командной системы. Будут приняты меры по диверсификации иракской индустрии. Коалиция станет поощрять приватизацию государственных предприятий.

- Нефтяная индустрия. Временная администрация разработает для иракской нефтяной индустрии план, основывающийся на прозрачности. Нефтяные богатства Ирака будут использоваться на благо иракского народа.

- Контракты. Оказание содействия восстановлению Ирака. Где только возможно, контракты на работы в Ираке будут выдаваться тем компаниям, которые станут использовать иракских рабочих, и тем странам, которые поддержали освобождение иракского народа, чтобы тем самым внести как можно больший вклад в активизацию экономики региона и ускорение экономического восстановления как самого Ирака, так и региона в целом.

- Международное сообщество. Помощь в Ираке Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных организаций будет приветствоваться. Они могут сыграть важную роль.

- Соседи Ирака: помощь, но не вмешательство во внутренние дела. Помощь от соседей Ирака будет приветствоваться. Напротив, вмешательство соседей или их ставленников во внутренние дела Ирака - включая и тех, кто стремится перестроить Ирак по образцу и подобию Ирана - не будет разрешаться.

- Первоочередные источники финансирования. Соединенные Штаты станут помогать Ираку, но не хотят, чтобы их считали первым и единственным источником финансирования восстановительных работ. Американский народ уже внес значительный вклад в дело освобождения Ирака. Но, когда будут нужны деньги, коалиция обратится прежде всего не к американским налогоплательщикам, а к размещенным в Ираке фондам бывшего правящего режима, а также к "замороженным" в США и в других странах иракским фондам, которые образовались в результате осуществления программы ООН "Нефть - в обмен на продовольствие". Кроме того, следует обратиться к меценатам на всем земном шаре, многие из которых уже помогают Ираку.

- Метод проб и ошибок. Переход к демократии потребует времени и не всегда будет гладким. Частью этого несовершенного процесса станет метод проб и ошибок. Потребуются корректировки курса. Всем участникам процесса потребуется большое терпение.

- Терпение и учет индивидуальных особенностей Ирака. Окончательное политическое устройство страны должен определить иракский народ в рамках общих принципов главенства закона, соблюдения прав национальных меньшинств, уважения свободы личности и репрезентативной демократии. Не следует ожидать, что в Ираке будет создана политическая система, копирующая какую-либо из существующих систем.

У иракцев появилась историческая возможность построить свободное и гражданское общество. Лежащая перед ними дорога будет трудной, но коалиция полна решимости помочь им ее пройти. Когда иракцы возьмут в свои руки власть, создадут институты самоуправления и вернут себе законное место в мировом сообществе, мир получит новую модель успешного перехода от тирании к самодостаточности - и нового союзника в глобальной войне с террором и в борьбе за свободу и умеренность исламского мира.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.