Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Америка должна знать пределы своих возможностей

Поражает не всесилие Америки, но пределы американской силы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реакцией Соединенных Штатов на развал дисциплины в альянсе стало превращение неоспоримого права на самозащиту в сомнительное право на одностороннюю упреждающую акцию. Европейские союзники Америки отреагировали на это поучениями американским политикам относительно опасностей односторонних действий и необходимости основанного на законности международного порядка. Беда этих поучений в том, что они ничем не способствуют устранению общей угрозы, хотя и позволяют европейцам ощущать собственное превосходство.

Автор является профессором по правам человека в Школе имени Кеннеди при Гарвардском университете

24 декабря 2003 года. В последние дни года, в котором Ирак и возглавляемая Соединенными Штатами война превратились в глобальный референдум по американскому могуществу, поражает не всесилие Америки, но пределы американской силы. Те самые военные, которые захватили Ирак за 3 недели, вот уже девятый месяц не могут подавить сопротивления низов иракского общества. Те самые разведывательные возможности, которые позволили выследить Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в его крысиной норе, пока бессильны в случае с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden).

По прошествии 2 лет с момента своего заявления, что они переносят войну на территорию противника, Соединенные Штаты все еще не могут честно заявить, что мир в результате этого стал более безопасным.

Главная проблема Америки - не ее враги, а ее друзья. Из-за Ирака распался старый альянс времен "холодной войны", и прежние союзники, такие, как Канада, Франция и Германия, обнаружили, что могут безнаказанно выступать против Соединенных Штатов. При всех разговорах об американской империи цена несогласия с Америкой упала. Эти заблудшие друзья, разумеется, будут наказаны, но такие штрафные санкции, как, например, отлучение от контрактов на восстановление Ирака, могут, в конечном счете, еще больше навредить самим Соединенным Штатам и делу строительства нации в Ираке.

Не предавшие Америку друзья, такие, как Испания, Великобритания и Италия, заплатили высокую цену за свою лояльность, тогда как отколовшиеся от нее друзья познали силу, которая проистекает из их способности не признавать легитимности действий Америки.

В Ираке легитимность бесценна, ибо она превращает мощь Соединенных Штатов во власть. Без легитимности оккупация никогда не станет актом освобождения. Без нее все боевые машины пехоты "Bradley", танки "Abrams" и вертолеты "Blackhawk" не сумеют заставить иракцев принять американцев как своих партнеров в путешествии к демократии.

Легитимность иракской операции, настаивают официальные лица администрации США, зависит от иракцев, а не от Организации Объединенных Наций (ООН) или мирового общественного мнения. Если Ирак станет демократической, в определенном смысле, страной, то вся операция будет в ретроспективе оценена как легитимная вне зависимости от того, была ли на стороне Америки ООН и одобряла ли ее действия мировая общественность.

Даже если удастся добиться легитимности ex post (задним числом - лат.), расходы на односторонние силы без легитимности ex ante (имевшие место раньше - лат.) оказались огромными. Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) стоит лишь сопоставить эту войну с войной своего отца. Первая война в Персидском заливе была оплачена друзьями и союзниками Соединенных Штатов. Вторая война в Персидском заливе целиком ложится на плечи американских налогоплательщиков. Там, где интервенции США пользовались легитимностью и поддержкой союзников - в Боснии, Косово и Афганистане - Соединенные Штаты имели возможность перераспределить бремя расходов, передав часть их союзникам, и планировать свой уход. В Ираке им придется нести расходы преимущественно в одиночку, а перспективы вывода войск не видно.

К концу года выяснилось, что проблемой Соединенных Штатов является не только бремя войны и реконструкции, но также и восстановление дисциплины альянса, которая позволяла им возглавлять западный лагерь во времена "холодной войны". Трансатлантический раскол наступил вследствие основополагающих разногласий в отношении того, как противодействовать стратегической угрозе от злодейских режимов, от оружия массового поражения (ОМП) и от возможной передачи этого оружия террористам. Соединенные Штаты рассматривали эту угрозу через призму террористических атак 11 сентября 2001 года и решили, что любой, пусть даже минимальный, риск разработки ОМП и попадания его в руки режима Хусейна является неприемлемым. Союзники Америки отказались признать, что этот риск оправдывает войну и оккупацию. Неудача в деле поисков ОМП (в Ираке) только лишь углубила раскол в союзническом лагере.

Реакцией Соединенных Штатов на развал дисциплины в альянсе стало превращение неоспоримого права на самозащиту в сомнительное право на одностороннюю упреждающую акцию. Европейские союзники Америки отреагировали на это поучениями американским политикам относительно опасностей односторонних действий и необходимости основанного на законности международного порядка. Беда этих поучений в том, что они ничем не способствуют устранению общей угрозы, хотя и позволяют европейцам ощущать собственное превосходство.

Поскольку это серьезный раскол по жизненно важному стратегическому вопросу, преодолеть его можно только, если Соединенные Штаты и их союзники признают, что их интересы совпадают. Пусть даже Америка является главной целью международного терроризма, а ее союзники - всего лишь цели второстепенные, все государства заинтересованы в безопасности своих границ, общих режимах экстрадиции, обмене разведывательной информацией и поддающихся принудительному воплощению в жизнь системах контроля над вооружениями, который предотвращает их попадание в руки террористических группировок.

Даже американцы, всегда подозрительные к органам ООН, предпочитают направить представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и инспекторов ООН по вооружениям в Ливию, чем принуждать Муаммара Каддафи (Muammar Gaddafi) к повиновению воздушными бомбардировками. Куда лучше направить трех европейских министров иностранных дел, чтобы убедить иранцев не превращать свою ядерную программу в военную, нежели Соединенным Штатам снова предпринимать рискованную попытку смены правящего режима в этой стране. Унилатерализм (unilateralism - политика односторонних действий - прим. пер.) бывает полезным, но у него тоже имеются ограничения.

Ахиллесовой пятой американской мощи является неспособность Америки понять свою зависимость от других. Она зависит от Мексики и Канады в вопросе безопасности своих границ; ей нужны полицейские силы Европы, чтобы вести наблюдение за террористическими ячейками в исламской диаспоре. Она неспособна сдержать ядерную угрозу Северной Кореи без помощи китайцев, японцев и южнокорейцев. Сохранение пакистанского режима и предотвращение попадания пакистанского ядерного оружия в руки террористов требует сотрудничества с правительством Индии.

Без друзей и союзников война против террора окажется проигранной. Там, где Соединенные Штаты объединяют усилия с усилиями других, улучшается безопасность всех, особенно их собственная. Война с террором не является исключением из этого правила.