Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ноам Хомски: Последствия войны Соединенных Штатов против Ирака

Джона Керри достаточно метко назвали низкокалорийным Бушем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ответ на ускоренную милитаризацию Соединенных Штатов Россия существенным образом увеличила свои вооруженные силы. Другие страны, воспринимающие себя в качестве потенциальных объектов для нападения со стороны американцев, отреагировали, используя имеющиеся под рукой средства: террор - в качестве орудия устрашения или мести - и увеличение усилий, направленных на создание оружия массового поражения, как это произошло в Северной Корее и Иране.

Мощно и горько отозвались чудовищные взрывы, прогремевшие в Мадриде в канун первой годовщины оккупации Ирака Соединенными Штатами, заявившими, что их действия являются реакцией на совершенное террористами 11 сентября 2001 года нападение.

Прошедший с момента начала иракской войны год наглядно продемонстрировал справедливость прогнозов многих аналитиков, в особенности тех, кто говорил о порождении насилием еще большего насилия. Прочие последствия военной кампании вызывают удивление. Подробный анализ может помочь нам в составлении картины страны, где стало меньше зверств и больше демократии.

Соединенные Штаты развязали войну против Ирака, вопреки всеобщему мнению, что подобные действия могут привести к пролиферации оружия массового поражения и усилению террора. Подобные доводы правительство Буша сочло пустыми, в сравнении с перспективой взять власть в Ираке в свои руки, установить право начала превентивной войны и на внутреннем уровне укрепить свой контроль над властью.

В ответ на ускоренную милитаризацию Соединенных Штатов Россия существенным образом увеличила свои вооруженные силы. Другие страны, воспринимающие себя в качестве потенциальных объектов для нападения со стороны американцев, отреагировали, используя имеющиеся под рукой средства: террор — в качестве орудия устрашения или мести — и увеличение усилий, направленных на создание оружия массового поражения, как это произошло в Северной Корее и Иране.

После 11 сентября поток террора захлестнул не только Мадрид, но и Багдад, Бали, Касабланку, Стамбул, Джакарту, Иерусалим, Момбасу, Москву и Эр-Рияд. Вполне возможно, что рано или поздно идеология терроризма и оружие массового поражения окажутся в одних и тех же руках, и последствия подобного объединения будут ужасны. Существование связи между Ираком и Аль-Каидой было опровергнуто многими аналитиками, никаких доказательств найдено не было. Но теперь никто не подвергает сомнению, что Ирак, впервые превратился в 'святилище террористов'. Об этом в своей статье, опубликованной в 'The New York Times' после взрыва штаб-квартиры ООН в Багдаде в августе прошлого года, написала Джессика Штерн (Jessica Stern) — специалист по вопросам терроризма Гарвардского Университета.

Превентивная война это даже не эвфемизм для обозначения возможности наносить удар по собственному желанию. Именно эта доктрина, а не только ее применение в отношении к Ираку вызвала широкую волну протеста против оккупации. Вполне вероятно, что реакция международного сообщества заставила поднять планку для последующего использования такого предлога, как превентивная война.

Жестокий тиран был повержен, преступные санкции, вынуждавшие иракцев ради собственного выживания верить ему — отменены. Проведенное американским инспектором по вооружению Дэвидом Кеем (David Kay) расследование не только опровергло подозрения в существовании у Саддама Хусейна (Saddam Hussein) арсеналов с запрещенными видами вооружения, но и продемонстрировало насколько некрепкой властью, в последние годы, обладал тиран. Это еще больше укрепляет мнение тех западных наблюдателей, что были знакомы с ситуацией в стране. Например, координаторов ООН по распространению в Ираке гуманитарной помощи Дениса Халлидея (Denis Halliday) и Ханса фон Шпонека (Hans von Sponeck), заявивших, что, если бы введение против страны санкций не отразилось на гражданском населении, сами иракцы свергли бы Саддама.

Согласно полученным в апреле прошлого года результатам опроса, американцы полагали, что ООН, а не Соединенные Штаты должны взять на себя ответственность за послевоенное политическое и экономическое восстановление Ирака. Поражение американской оккупации в Ираке кажется поразительным, учитывая мощь и ресурсы США, отмену санкций, свержение тирана и практически полное отсутствие внешней поддержки иракскому сопротивлению. Столкнувшись с подобным поражением, правительство Буша было вынуждено дать задний ход и просить у ООН помощи. Однако, вопрос о том, может ли Ирак стать чем-то большим, чем простым государством-вассалом Соединенных Штатов, по-прежнему остается открытым. В январе на страницах 'The Washington Post' Робин Райт (Robin Wright) написал, что США строит в Ираке крупнейшую в мире дипломатическую миссию, которая будет насчитывать 3000 сотрудников. Это можно считать явным указанием на то, что американцы пытаются ограничить переход иракцев к суверенному правлению. Подобный вывод находит еще большее подкрепление, учитывая намерения сохранить в Ираке американские военные силы и издаваемые проконсулом США Полом Бремером (Paul Bremer) распоряжения, согласно которым экономика страны должна быть виртуально открыта для контроля из-за рубежа — с подобным условием не согласится ни одно суверенное государство.

История экономики наглядно показывает, что потеря экономической самостоятельности приводит к существенной потере политического суверенитета и надежды на здоровое развитие страны.

Настоятельные требования иракцев установить в стране демократию, а не номинальный суверенитет, вынудили Соединенные Штаты отступить от попытки создания подконтрольного Вашингтону правительства. Конец непрекращающемуся конфликту не смогла положить даже формальная Конституция.

Проведенный в декабре PIPA/Knowledge Networks опрос показал, что американское население практически не поддерживает стремление своего правительства сохранять в Ираке постоянное военное и дипломатическое присутствие.

Похоже, что озабоченность американского населения вопросами иракской войны и оккупации связана с сомнениями относительности правдивости причин военной кампании. Желание перемен может найти свое подтверждение на предстоящих выборах. Политический спектр Соединенных Штатов достаточно ограничен, и люди знают, что в основном выборы оказываются купленными. Джона Керри (John Kerry) достаточно метко окрестили низкокалорийным Бушем. Тем не менее, в некоторых случаях выбор между двумя сторонами так называемой партии предпринимателей США может измениться, как это произошло в 2000 году. И это справедливо в отношении как внутренних, так и внешних вопросов.

На окружении Буша лежит серьезное обвинение в отходе от достижений, которых американский народ добился в прошлом веке. Вот лишь некоторые из них: здравоохранение, гарантия трудовой занятости, прогрессивные налоги, зависящие от доходов каждого человека. Образ правительства на службе у интересов своих граждан развеивается.

С момента начала иракской кампании положение всего мира стало еще более шатким. Предстоящие выборы таят в себе интригу. В обладающей значительным могуществом американской системе незначительные различия могут приводить к крайне значимым широкомасштабным последствиям.

Ноам Хомски — профессор-лингвист Массачусетского Технологического Университета, автор книги 'Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance'.