Жертвами двух мировых войн стали около 60 миллионов человек в Европе и Восточной Азии. После этого театр военных действий переместился в страны третьего мира, где в течение 50 лет шла "холодная" война. Только в трех африканских государствах - Анголе, Конго и Судане за это время погибло 7 миллионов человек. Прибавим к этому миллионы погибших за время "холодной" войны в Восточной Африке и ее жертв в Латинской Америке.

Первое мая 2004 года стало официальной датой окончания "холодной" войны после того, как государства Восточной Европы присоединились к Евросоюзу. Началом этого процесса было падение Берлинской стены в 1989 году и развал Советского Союза. Сейчас невозможно создать аналогичное Организации стран Варшавского договора объединение в противовес НАТО, равно как и собрать государства в единую экономическую организацию в противовес странам, входящим в объединенный европейский рынок. НАТО приблизилась к Кремлю, а объединенный европейский рынок протянулся вплоть до ворот Москвы. Эти коренные изменения ставят на повестку дня политический вопрос, который заключается в том, не станет ли третий мир после этого ареной новой борьбы? Утвердится ли здесь безопасность и стабильность после этих лишений?

Такой вопрос по своей форме больше выражает надежды, чем реальность. Новый европейский блок, который объединяет 450 миллионов человек, в силу культурных особенностей и взглядов полностью отличается от США. Европа и Америка конкурируют между собой, о чем свидетельствует их различные взгляды относительно войны в Ираке. Они втягивают третий мир в этот поединок. В настоящее время 15 военных миссий миротворческих сил ООН находятся в трех частях света - в Азии, Африке и Европе - на Балканах и на Кипре. Численность этих военных контингентов достигает около 50 тысяч человек, большинство из них - представители стран третьего мира, в особенности Пакистана и Бангладеш. Бюджет каждого из них не превышает трех миллиардов долларов в год. Это составляет меньше одного процента от бюджета Пентагона, и меньше тех средств, которые затрачивает правительство США из государственного бюджета на войну в Ираке. Эта сумма равна четырем миллиардам долларов.

Миротворческие силы ООН - не армия в обычном понимании. В их функцию не входит навязывание мира и защита его с помощью военной силы. Однако их задача - развести воюющие стороны и наблюдать за тем, как они соблюдают заключенные договоренности. Но сейчас США предлагают создать специальные миротворческие силы с правом военного вмешательства, в задачу которых будет входить урегулирование конфликтов согласно решениям Совета Безопасности ООН силой оружия.

Для этого нужно изменить структуру ООН, увеличив число членов Совбеза, лучше выполнять принятые решения, расширить полномочия генерального секретаря ООН и избавить его от давления США и их гегемонии, как это было при прежнем генсеке ООН Бутросе Гали.

Самый худший сценарий, который грозит миру после окончания "холодной" войны - борьба США в политическом и экономическом планах с европейским союзом, протянувшимся от Атлантического океана до Урала, как это было с Советским Союзом, который бывший президент США Рональд Рейган называл "большим дьяволом". Это же касается и политики США в отношении ООН, как в случае "выкручивания рук" Совету Безопасности перед началом войны в Ираке, или сотрудничества с третьим миром, который они всегда рассматривали лишь как садик за домом, где можно ставить свои эксперименты и делать все, что захочется.

Так нынешняя американская администрация реализовывает свои имперские мировые амбиции, пытаясь оживить воспоминания о римской эпохе. Буш выглядит, как один из императоров 21 века, который утверждает, что его задача - спасти человечество от терроризма.

С 18 века европейцы оправдывают высокими идеями использование в своих целях различных регионов третьего мира. Неужели история повторится и с американцами?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.