Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Европейском парламенте процветают привилегии

Это похоже на сумасшедшее загребание денег

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для всех, за исключением десятка самых влиятельных, депутатов Европейского парламента работа в этом органе означает путь к политической неизвестности. Однако эта дорога в высшей степени комфортабельна. Европарламент становится все более влиятельным, принимая законы о сельском хозяйстве, торговле и защите окружающей среды, влияющие на жизнь 25-ти стран. Тем не менее, явка избирателей на выборы в Европейский парламент постоянно падает, многие европейцы не могут даже назвать имена своих представителей. Однако, даже если должность одного из 732-х депутатов Парламента не гарантирует вам большой власти или известности, она несомненно оправдывает себя льготами.

Брюссель - Для всех, за исключением десятка самых влиятельных, депутатов Европейского парламента работа в этом органе означает путь к политической неизвестности. Однако эта дорога в высшей степени комфортабельна.

Европарламент становится все более влиятельным, принимая законы о сельском хозяйстве, торговле и защите окружающей среды, влияющие на жизнь 25-ти стран. Тем не менее, явка избирателей на выборы в Европейский парламент постоянно падает, многие европейцы не могут даже назвать имена своих представителей. Однако, даже если должность одного из 732-х депутатов Парламента не гарантирует вам большой власти или известности, она несомненно оправдывает себя льготами.

"Это действительно похоже на сумасшедшее загребание денег", - на условиях анонимности сказал один из депутатов из Великобритании.

Возьмем, к примеру, дорожные расходы. Законодатель из Финляндии может слетать в Брюссель и обратно примерно за 240 долларов США. Однако по установленным в Парламенте правилам депутаты получают компенсации по самым высоким ставкам, вследствие чего парламентарий из Финляндии может получить примерно десятикратную стоимость поездки.

Пенсионное обеспечение тоже весьма щедрое. Любому члену Парламента старше 60-ти лет, отслужившему более пяти лет, полагается около 1500 долларов в месяц.

Не существует запрета на работу родственников в качестве помощников парламентария, и как минимум у двух десятков депутатов родственники занимают должности помощников. Им полагается оплата такси, бесплатные уроки иностранных языков и ежедневное денежное содержание, даже в те дни, когда не осуществляется никакой официальной деятельности. Большинство льгот налогами не облагается.

Волнует ли все это европейцев - вскоре станет ясно. Начиная с 10 июня избиратели от Ирландии на западе до Латвии и Литвы на востоке будут отдавать голоса за парламентариев в ходе первых с момента расширения Евросоюза выборов. В ходе избирательной кампании поднимались вопросы торговли и иммиграции, но также обсуждались и вопросы большого количества льгот.

Некоторые считают, что льготы угрожают стремлению Европейского Союза быть общеконтинентальной силой. "Союзу, - говорит представитель из Нидерландов Мишель Ван Халтен (Michiel van Hulten), - нужны институты, которые будут пользоваться доверием граждан".

Конечно, у всех льгот есть объяснения, однако будут ли они приняты в Париже или Праге?

Льготы, которе обходятся налогоплательщикам более чем в 100 миллионов долларов в год, направлены на то, чтобы уравнять зарплаты законодателей, размер которых определяется их странами, вследствие чего зарплаты депутатов из разных стран могут сильно отличаться. Как следует из платежной ведомости, полученной газетами The New York Times и The International Herald Tribune, депутаты, получающие одни из самых низких зарплат, 40000 долларов в год, в виде льгот получают сумму, в три раза превышающую зарплату.

Недовольству избирателей в значительной мере способствовал фильм, снятый скрытой миниатюрной камерой депутатом из Австрии Гансом Питером Мартином (Hans-Peter Martin). Г-н Мартин тайно снимал своих коллег, пользующихся льготами и откровенно рассказывающих об этом.

"Если мы не реформируем систему расходов, то на следующих выборах она снова причинит нам неприятности", - говорит депутат из Уэльса Элунд Морган (Eluned Morgan). Другой парламентарий, представитель Шотландии Билл Миллер (Bill Miller), говорит, что всю систему необходимо взять под контроль. "Меня обвинили в жадности, - сказал г-н Миллер. - Меня обозвали паразитом и пиявкой-кровососом. И все это я услышал от членов своей собственной партии".

Нечеткие видеозаписи сделаны под странными углами, нередко на записях видна лишь половина человека, подбородок или потолок, однако главное заключается в том, что г-н Мартин смог заставить людей говорить.

На пленках, представленных в The New York Times и The International Herald Tribune, законодатель из Финляндии Рейно Паасилинна (Reino Paasilinna) говорит, что ему будет трудно уйти из Европарламента на другую работу, так как он потеряет половину своего дохода. "Мой доход составляет около 20000 тысяч евро в месяц, - говорит депутат. - И эта сумма не облагается налогами".

Г-н Мартин также запечатлел традицию, известную как "Страсбургские пятницы". На протяжении одной недели в месяц законодатели заседают в Страсбурге, французском городе, в котором когда-то начинался Европейский Союз. Хотя на пятницу заседания обычно не назначаются, депутаты могут получить суточные в размере 314 долларов, просто отметившись в офисе. Некоторые парламентарии регистрируются в здании Парламента, открывающемся с восьми часов утра, и уезжают в аэропорт.

В одном из эпизодов снят депутат из Ирландии Джон Джозеф Маккартин (John Joseph McCartin) в 7:59 утра, с нетерпением ожидающий открытия регистратуры, чтобы успеть отметиться перед отъездом в аэропорт на рейс в 9:30 утра. Однако регистратура вовремя не открылась, и он просто написал свою фамилию на листке бумаги, после чего поспешил к лифту со словами: "Семь минут - это слишком много!"

Некоторые из записей были показаны по немецкому телевидению, из-за чего г-н Мартин заработал презрение коллег, посчитавших, что он нарушил правила этики и снял свой фильм ради саморекламы. Социалисты перестали пускать его на свои заседания, а президент парламента Пэт Кокс (Pat Cox) назвал его кампанию "гротескной попыткой поднять собственную популярность".

Немецкие и австрийские законодатели были особенно рассержены его поступком, однако недавно пообещали не брать в качестве компенсаций за проезд больше денег, чем потратили.

Г-н Мартин, бывший журналист журнала "Der Spiegel, сказал, что начал делать видеозаписи, так как подумал, что его коллеги начнут отрицать злоупотребления, если у него не будет доказательств. "Я посчитал съемки актом защиты в интересах налогоплательщиков и избирателей", - сказал депутат. По его словам, он сделал около полутора тысяч часов записей.

Г-н Мартин ведет борьбу с застарелой, укоренившейся традицией. В какой-то мере льготы отражают политическую культуру многих стран. Каждая страна платит своим депутатам в Европейском Парламенте столько же, сколько и депутатам своих национальных законодательных собраний.

В прошлом году итальянцы получали около 158 000 долларов в год, а испанцы - около 44 000 долларов, согласно исследованию, которое провел немецкий социолог Ганс Герберт фон Арним (Hans Herbert von Arnim).

Хотя система льгот была задумана, чтобы компенсировать эти разницы в зарплатах, она не предусматривала никаких ограничений в компенсациях, благодаря чему депутаты с высокими зарплатами смогли получить большой доход.

Даже в самом парламенте трудно найти безусловных сторонников системы льгот, однако депутаты утверждают, что нельзя называть эти льготы полностью несправедливыми.

Например г-н Маккартин, ирландский парламентарий, заснятый в момент, когда он спешил покинуть Страсбург, сказал, что получил суточные за пятницу за то, что допоздна работал в предыдущую ночь.

Хотя реформы действительно необходимы, критика в целом раздута, считает депутат из Великобритании Ричард Балф (Richard Balfe), возглавляющий комитет, устанавливающий льготы.

"Давайте не будем думать, что депутатов сюда приносят слуги на носилках, что здесь они едят виноград, после чего их уносят домой, - говорит Балф. - Большинство парламентариев очень напряженно работают над выполнением стоящих перед ними задач. И им, несомненно, нужны льготы и компенсации, помогающие выполнять их задачи".

И они их получают.

6000 долларов в год в качестве оплаты за уроки языка выглядят внушительной суммой, однако Европарламент также предлагает два бесплатных перелета в европейские страны для тех, кто хочет изучать язык в условиях погружения в языковую среду. Кроме этого выплачиваются суточные в размере 157 долларов.

В добавление к 314 долларам, которые депутаты получают ежедневно во время парламентских сессий, их бесплатно доставляют из аэропорта до здания Парламента. До недавнего времени им выделялось 60 долларов в неделю для оплаты такси.

Кроме того, существует проблема родственников. Согласно платежной ведомости за 2002 год, полученной The New York Times и The International Herald Tribune, как минимум 30 депутатов взяли в свой штат родственников.

Даже г-н Миллер, который призывал к реформе системы, взял в штат своих работников свою жену, и она получает около 30000 долларов в год. "Если вы политик, то вы должны доверять тем, кто у вас работает, - сказал г-н Миллер в интервью. - Я верю своему партнеру".

Г-н Балф трудоустроил свою жену, которая получает 14462 доллара в месяц, или 173544 доллара в год. Для сравнения, сам г-н Балф получает около 102 тысяч долларов в год. В ответ на просьбу прокомментировать зарплату своей жены г-н Балф ответил: "Я не обсуждаю данный вопрос".

Однако практически все обсуждается, когда они не видят скрытой камеры г-на Мартина. В одной из бесед депутат из Финляндии г-н Паасилинна прозаично сказал, что его ежемесячная зарплата в совокупности с компенсациями и льготами составляет около 20000 евро, или 24000 долларов. К ежемесячной зарплате законодателя он добавляет около 3000 долларов из суточных, которых в месяц набегает около 4400 долларов.

Наибольшую прибыль, по его словам, приносят поездки. Благодаря политике Европарламента компенсировать расходы по стоимости самых дорогих билетов, предлагаемых авиакомпаниями, невзирая на реально потраченную парламентарием сумму, г-н Паасидинна, по его словам, обычно получает около 3000 долларов за один перелет из Хельсинки в Брюссель и обратно. В месяц он совершает около четырех таких перелетов.

Недавно в интервью г-н Паасидинна сказал, что он не помнит подробностей своей беседы с г-ном Мартином, и что его ежемесячный доход обычно составляет не более 12000 евро, или 14400 долларов. Однако, по его словам, льготы все-таки необходимо ограничивать.

Многие из депутатов, заявляя, что система нуждается в корректировке, одновременно не отказываются от получения льгот. Например, финский депутат Эско Сеппанен (Esko Seppanen) поддерживал в разговоре с г-ном Мартиным реформу системы льгот и компенсаций. Разговор происходил в одну из пятниц ноября, сразу после того, как г-н Сеппанен отметился в регистратуре, чтобы получить свои суточные. Как он сказал, все финские депутаты поддерживают изменение системы льгот. Однако, по его словам, "Пока льготы выплачиваются, все будут их получать".