Брест, Белоруссия, 4 июня 2004 года. Белорусский президент Александр Лукашенко начинает кампанию за свое переизбрание в 2006 году с объявления войны частному сектору. Если владельцы малых бизнесов в соседних Польше и Литве наслаждаются своим недавно приобретенным членством в Европейском союзе (ЕС), то те немногие белорусы, которые осмелились вложить свои сбережения в кафе, завод по производству автомобильных запчастей или частную ферму, опасаются того, что может их поджидать впереди: политически мотивированного уголовного расследования, еще одной инициативы по сокращению рабочих мест, визита одного из многих налоговых инспекторов.

А тем временем, как сообщается, подхалимы г-на Лукашенко скрывают от президента способные вызвать замешательство данные, предпочитая кормить его фиктивными данными об уровнях безработицы, частичной безработицы и валового внутреннего продукта (ВВП). Звучит знакомо? Как Советский Союз в эпоху Леонида Брежнева, сегодняшняя Белоруссия является объектом устаревших шуток, которые возможно, были бы смешными, если бы под тяжестью деспотического и анахронического режима не страдали человеческие существа.

Нужно признать, что здесь почти нет свободного рынка, который можно было бы угнетать. Государство контролирует примерно 80% ВВП страны, а те его 15-20%, которые находятся в частных руках, настолько зарегулированы, что их нельзя считать по-настоящему частными. Помимо 12 налогов, которые должны уплачивать большинство бизнесменов, и множества правил в отношении противопожарной безопасности, санитарного состояния, архитектуры и т.д., которые они должны выполнять, есть еще Комитет государственной безопасности (КГБ) и мафия, которые оба следят за тем, чтобы никто (кроме них) в Белоруссии не становился слишком богатым.

Все это замедлило развитие экономики в постсоветский период. Секторам услуг и информационных технологий еще только предстоит утвердиться. Иностранные инвестиции почти прекратились. "Ford Motor Company", "Ikea" и российская пивоваренная компания "Балтика" прекратили свои операции в Белоруссии. В докладе за 2003 год государственного департамента США содержится предостережение американским компаниям держаться подальше от этой бывшей советской республики, в обоснование чего приводится ее произвольная система законодательства, тяжеловесный процесс получения лицензий, контроль за ценами и отсутствие независимой судебной системы.

Как и в былые времена, в экономике продолжает господствовать сектор производства, фокусирующийся на выпуске тракторов, грузовых автомобилей, станков и сельскохозяйственной техники. Банки, которые были приватизированы после того, как страна в 1991 году получила независимость, после были снова ренационализированы.

И все-таки режим Лукашенко опасается дюжины предпринимателей, которым удается оставаться наплаву. Почему? Потому что людей, которые не зависят от государства при получении своей ежемесячной зарплаты, труднее контролировать. А деспотам важен контроль - власть.

То, что такая ретроградная командная экономика неизбежно порождает нищету и страдания, не является нежелательным побочным эффектом. Это цель. По мере того как белорусы нищают, разобщаются и истощаются как физически, так и духовно, президенту становится легче удерживать массы в их теперешнем состоянии.

"Властям наплевать на экономику, - разъяснила Нина Павличук, член "делового круглого стола" в Бресте и глава фармацевтической фирмы, в которой когда-то было 600 работников, но которая была вынуждена сократить их число по причине давления правительства. - Их волнует лишь, чтобы люди не становились богатыми и свободными".

А поэтому не удивительно, что президент начал издавать множество указов и распоряжений, которые еще больше затруднили жизнь белорусским бизнесменам - в очевидном намерении "придавить" тех, у кого глубокие карманы, и кто мог бы поддержать демократическую оппозицию и помешать усилиям г-на Лукашенко подарить себе третий 5-летний срок президентства. (Нынешняя Конституция не разрешает президенту больше двух сроков, но президент пытается провести референдум, который позволит ему переписать это положение.)

Двадцать четвертого апреля появился указ, что компании, использующие автомобили для перевозки товаров, должны платить пошлину в размере от 5 до 15 тыс. евро. А первого мая было предписание, которое установило новые требования к операторам легковых такси и грузовых фургонов.

Далее, есть еще печально известная система лицензирования, которая, по свидетельству руководителей бизнеса из всех уголков страны, обходится среднему владельцу магазина в три потерянных месяца и в 2450 евро, которые необходимо уплатить за получение лицензии (чтобы только открыть свой бизнес) и, кажется, что эти цифры растут еженедельно. Недавно введенная в действие система заключения контрактов ограничивает сроки найма на работу в государственных агентствах и на предприятиях. (Частных работодателей "побуждают" к тому, чтобы они ввели у себя аналогичную практику.)

И, разумеется, продолжаются попытки разубедить бизнесменов торговать с другими странами, кроме России. Как сообщила мне недавно одна группа брестских предпринимателей, этот нажим приносит свои результаты. Сидя в состоящей из двух комнат штаб-квартире местного "делового круглого стола", расположенной менее чем в 2 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от польской границы, семеро руководителей местного бизнеса смеялись над перспективой выхода на иностранные рынки. Помимо двойного налогообложения, которое применяется к компаниям, желающим продавать товары за пределами страны, иностранная торговля считается политически (и, следовательно, финансово) нежелательной.

По свидетельству экономиста Ярослава Романчука, который возглавляет в Минске "Мисес-Центр" (Mises Center), а ранее руководил польской импортно-экспортной компанией "Marion", дюжина марксистов в правящем режиме - включая главного экономического советника Сергея Ткачева - пытается усилить в г-не Лукашенко страх и ненависть к капитализму.

Марксистские силы рассматривают себя как оплот против западного империализма и как защитников утраченной советской традиции, которая ставит общественное выше личного. Г-н Лукашенко, выходец из сельской местности в Могилевской области, который до того, как заняться политикой, руководил колхозом, является порождением этой традиции. Однако же, сказал мне Романчук, большинство людей из президентского окружения попросту боятся огорчить его и потерять работу, либо, что гораздо более зловеще, "исчезнуть" подобно многим лидерам демократической оппозиции в 1999 году.

С приближением президентской кампании за переизбрание этот страх растет. "Это плановая экономика в советском стиле, - сказал г-н Романчук, - и при этом имеются сильные побудительные мотивы фальсифицировать статистическую информацию, потому что им было приказано обеспечить 10-процентный рост, а если они этого не сделают, их уволят. И поэтому они создают новую реалию".

Что любопытно, Россия, возможно, играет ключевую роль в том, чтобы поторопить уход г-на Лукашенко в политическое небытие и приход в Белоруссию либеральных реформ. Не то чтобы президент Владимир Путин собирается поддержать кого-нибудь из демократических кандидатов, баллотирующихся на назначенных на эту осень парламентских выборах в Белоруссии. Также маловероятно, что г-н Путин публично выскажется против референдума, которого добивается г-н Лукашенко, хотя в кругах белорусской оппозиции широко распространено мнение, что даже г-н Путин презирает г-на Лукашенко. Нет, но Россия когда-нибудь ускорит темпы перемен в Белоруссии, выполняя собственную повестку экономической модернизации.

Пока что, однако, поскольку российская экономика продолжает расти быстрыми темпами, и поскольку Россия является крупнейшим торговым партнером Белоруссии, белорусская экономика в предстоящие 2-3 года будет показывать более или менее приличные результаты. Это, в свою очередь, воспрепятствует руководству в Минске в проведении сколько-нибудь значимых структурных реформ. Скорее всего, всякие разговоры о приватизации определенных секторов экономики, консолидации государственных ведомств и реформировании обременительного и византийского налогового кодекса Белоруссии будут отложены, поскольку не будет настоятельной нужды в переменах.

Разумеется, отказ от реформ сейчас только лишь осложнит ситуацию Белоруссии сегодня и проблемы г-на Лукашенко в будущем. А это повышает вероятность того, что белорусы, славящиеся своим долготерпением к всякого рода гнету, в конце концов восстанут - изберут нового лидера или, если выборы и дальше будут оставаться фальсифицированными, силой сместят нынешнего.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.