Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Дальний Восток' Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что могло бы стать более точным символом поездки Шредера на Балканах, чем тот факт, что небольшое местечко в Семигорье (Румыния), привлекает сегодня внимание, которое следовало бы уделить обеим этим столицам. Чеану Мари - это место, где похоронен отец Герхарда Шредера, а София и Бухарест - все-таки столицы двух будущих государств ЕС. Три месяца спустя после эпохального вступления в ЕС десяти новых членов уже нет никаких сомнений в том, что в 2007 г. в союз вступят Болгария и Румыния

Бухарест, София, Чеану Мари. Что могло бы стать более точным символом поездки Шредера на Балканах, чем тот факт, что небольшое местечко в Семигорье (Румыния), привлекает сегодня внимание, которое следовало бы уделить обеим этим столицам. Чеану Мари - это место, где похоронен отец Герхарда Шредера, а София и Бухарест - все-таки столицы двух будущих государств ЕС.

Три месяца спустя после эпохального вступления в ЕС десяти новых членов уже нет никаких сомнений в том, что в 2007 г. в союз вступят Болгария и Румыния. И наверное, будет восприниматься как обычное дело, когда сегодня и завтра канцлер будет хвалить обе страны и одобрять их усилия, которые они предпринимают, что вступить в ЕС. Как нечто естественное, процесс расширения ЕС идет на восток. Скоро он дойдет до Черного моря. А что потом? Украина? Молдавия? Беларусь? Может, и Россия?

Председатель Еврокомиссии Романо Проди как-то сказал: Европейскому союзу нужно иметь вокруг себя 'круг друзей'. Но мнимые друзья, видимо, разбежались, и поэтому вместо круга образовалась линия. Разделительная линия на востоке Европы - от Нарвы на севере, в Эстонии, и до румыно-украинской границы на юге. Образуется новый занавес, и хотя он не железный, но все же и не шелковый.

Пример Украины. В то время как Болгария и Румыния уже давно обратились лицом к Западу, руководство Украины во главе с Леонидом Кучмой разочарованно отвернулись от него. Только что было вычеркнуто из военной доктрины Украины вступление в НАТО как важнейшая цель политики безопасности. Но не только это. Страна отдалилась и от вступления в ЕС. Вместо этого она демонстративно ищет для себя блага в ничего не значащем экономическом союзе со старшим славянским братом Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Пример Белоруссии, пристанища последнего европейского диктатора. После многочисленных выпадов последних лет Минск закрывает еще и Европейский гуманитарный университет, обрубив тем самым один из оставшихся немногочисленных каналов, связывающих его с Западом. А маленькая Молдавия, самое бедное государство континента, во главе с президентом-коммунистом переживает обострение конфликта со своим мятежным регионом, Приднестровьем. Эта республика, где живут преимущественно русские и украинцы, несколько дней назад вознамерилась перекрыть Молдавии электричество. Пропасть в благосостоянии между страной на Днестре и Западом будет все больше углубляться, тем более, когда соседнюю Румынию начнет подкармливать Брюссель.

А Россия? Отношения между Западом и Медвежьей Империей заметно охладились. Насколько ранима русская душа, показали события начала июня, когда Москва слишком поспешно ввела запрет на импорт мяса из ЕС. То, что Брюссель в своей 'новой политике в отношении соседей' поместил Россию в один ряд с Грузией и Албанией, в Москве не могло вызвать одобрения. Кремль настаивает на особых отношениях и протестует против холодного тона Запада. А тот, в свою очередь видит в России клубок проблем: неадаптированность правовой системы, обращение с правами человека и средствами массовой информации, и, наконец, странное дело 'Юкоса' и попытка притянуть к себе Украину, создав славянскую Антанту.

Можно возразить, что все это преходяще, все это дело нынешних режимов. Кучма, Лукашенко, коммунист Владимир Воронин в Молдавии, - когда все они падут, то интеграция этих государств с Западом произойдет сама собой. Так просто, однако, не получится. В отличие от прибалтийских государств или Болгарии и Румынии, эти новые соседи ЕС и внутри себя не могут определиться со своей принадлежностью. Люди там мечутся между привлекательностью Запада и традициями Востока.

Западному сообществу тяжело, но и оно не может быть заинтересовано в резком перепаде благосостояния и уровня безопасности за пределами своих границ. Его концепция политики по отношению к новым соседям верна: она обещает расширение сотрудничества, но не членство в ЕС. Но этого недостаточно. Запад должен более целенаправленно, чем сейчас, оказывать поддержку угнетенным гражданским обществам на Украине и в Белоруссии. Воодушевлять их на борьбу за дело демократии. Это особенно важно сейчас, когда осталось несколько недель до выборов в этих странах, которые снова начинают походить на образчики манипуляции государства.

Союз Европы должен к тому же показать, что последовательное создание правового государства, рыночной экономики и гражданского общества принесет восточным европейцам больше, чем бесцельное лавирование. В этом могут помочь новые, центрально-европейские государства ЕС, а также и Болгария и Румыния. Но в конечном итоге, Киев, Минск, Москва и Кишинев, сами должны решить, принять ли тот мост, который перекинул им Запад. Перейти его им придется самим.