Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай превращается в одного из крупнейших игроков на рынке энергоносителей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай превращается в одного из крупнейших потребителей и производителей нефти и газа. Китай стал вторым по величине потребителем и импортером нефти в мире, уступая только Соединенным Штатам. Китай - страна с населением в 1,3 миллиарда человек и быстро растущей экономикой, заключает сделки с крупнейшими игроками на мировом рынке энергоносителей. Китай уже обогнал Японию, ранее занимавшую второе место в мире по потреблению нефти: он все активнее ищет зарубежные источники нефтяных поставок для поддержания экономического бума.

Китай превращается в одного из крупнейших потребителей и производителей нефти и газа. Китай стал вторым по величине потребителем и импортером нефти в мире, уступая только Соединенным Штатам. Китай - страна с населением в 1,3 миллиарда человек и быстро растущей экономикой, заключает сделки с крупнейшими игроками на мировом рынке энергоносителей.

Китай уже обогнал Японию, ранее занимавшую второе место в мире по потреблению нефти: он все активнее ищет зарубежные источники нефтяных поставок для поддержания экономического бума. По данным американского Международного энергетического агентства [так в тексте. На самом деле агентство - межправительственная организация- прим. перев.], в 2003 г. объем потребляемой в стране нефти составил 252,3 миллиона тонн, а в этом году ожидается его увеличение до 308 миллионов тонн.

Китай быстро наращивает импортные закупки. По данным китайского министерства торговли, в 2004 г. в страну будет ввезено 110 миллионов тонн сырой нефти - на 21% больше по сравнению с прошлым годом. В 2003 г. Китай импортировал 91,12 миллиона тонн сырой нефти на сумму в 19,81 миллиарда долларов. Увеличение импорта очищенной нефти в этом году по прогнозам должно составить 40% - до 40 миллионов тонн по сравнению с 28,24 миллионами тонн (на сумму в 5, 86 миллиарда долларов) в 2003 г. Сегодня больше трети потребляемой в Китае нефти поступает из-за рубежа.

Китай заключает крупные сделки по поставкам нефти и газа с Россией. 26 июля в интервью агентству 'Интерфакс' торгпред России в Пекине Сергей Цыплаков отметил: 'К концу полугодия их стоимость достигла почти 30% от общей суммы российского экспорта (в Китай). Фактически объем поставок сравнялся с показателем за весь 2003 г.: в первые шесть месяцев 2004 г. экспорт составил 5,2 миллиона тонн'. По поставкам нефти в Китай Россия заняла четвертое место - после Ирана, Саудовской Аравии и Омана.

Кроме того, две страны намерены совместными усилиями построить новый нефтепровод из Восточной Сибири в Находку с ответвлением до китайского города Дайцин. По словам министра экономического развития России Германа Грефа и министра торговли Китая Бо Силая, переговоры о проекте все еще находятся в предварительной стадии. 4 августа вице-президент 'Транснефти' Игорь Солярский заявил агентству ИТАР-ТАСС: 'В этом случае 30 миллионов тонн нефти в год будет поставляться в Дайцин, а еще 50 миллионов - в океанский порт Перевозная (Хасанский район Приморского края).

Более того, Китай и Южная Корея, возможно, станут крупнейшими покупателями нефти и газа с месторождений, открытых на шельфе российского острова Сахалин. По словам губернатора Сахалинской области Ивана Малахова, в течение ближайших двух-трех лет Китай намерен закупить около 25 миллиардов кубических ярдов газа; кроме того, он собирается участвовать в сооружении инфраструктуры на сахалинском шельфе. Сахалин уже снабжает Китай и Южную Корею нефтью, добываемой как на морском шельфе, так и на территории самого острова.

Одновременно, компания 'ЮКОС', несмотря на свои проблемы, в 2004 г. будет продолжать поставки нефти в Китай по железной дороге. 'ЮКОС' - крупнейший экспортер российской нефти в Китай, и правительство страны предприняло необходимые шаги, чтобы не допустить срыва поставок. В 2004 г. объем перевозок нефти в Китай по российским железным дорогам должен составить до 8 миллионов тонн.

Китайским железным дорогам, работающим с предельной загрузкой, будет непросто справиться с растущим грузооборотом. За первые шесть месяцев этого года по китайским железным дорогам было доставлено 480 миллионов тонн угля, на 12,2 % больше, чем за тот же период прошлого года; объем перевозок нефти вырос на 12,1% - до 58, 67 миллионов тонн. На долю Китая приходится всего 6% от общей протяженности железных дорог мира, однако китайские железные дороги осуществляют 25% мирового объема грузоперевозок.

Кроме того, Китай присматривается к огромному нефтяному рынку Саудовской Аравии. 'Sinopec' - филиал Бюро нефтеразведки 'Чжонюань' ('Zhongyuan'), объявил о заключении с нефтяным гигантом из Саудовской Аравии 'Saudi Aramco' контракта по схеме 'три года плюс один' по извлечению остатков нефти из скважин в Саудовской Аравии в объеме 25,42 миллиона долларов. Работы начались в середине июня. Кроме того, в марте 'Sinopec'создала с 'Saudi Aramco' совместное предприятие для разведки газовых месторождений на участке площадью в 23612 квадратных миль в бассейне Руб Алхали на юге Саудовской Аравии. Месторождение состоит из пяти скважин, дающих ежедневно по 2800 баррелей нефти. Наличие эксплуатационной морской платформы и подводного трубопровода способствует развитию морской нефтедобычи в Китае и позволит стране извлечь преимущества из сегодняшних нефтяных цен.

Еще один крупный игрок на рынке энергоносителей - Иран - заключил выгодную сделку с Китаем. Сегодня он является крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай - годовой объем экспорта достигает 10-12 миллионов тонн. Благодаря поставкам сжиженного газа из Ирана Китай через 25-30 лет превратится в одного из крупнейших импортеров иранских энергоносителей. Китай уже вкладывает капиталы в добывающий, сейсмологический и геологоразведочный сектора иранской нефтяной промышленности и проявляет заинтересованность в участии в проектах по добыче и переработке нефти на сухопутных и морских месторождениях в Иране.

Кроме того, китайские компании уже имеют соглашения со странами, которые еще только дебютируют на рынке энергоносителей. В конце июля Китай и Казахстан образовали совместное предприятие для сооружения нефтепровода по маршруту Аласу (Казахстан) - Алашанькоу (западный Китай) протяженностью в 621 милю с пропускной способностью до 10 миллионов тонн в год. Стороны надеются закончить строительство к 2005 г.

Есть у Китая и соглашения с Сирией. 26 июля две страны подписали контракт о создании совместного предприятия по разработке старого нефтяного месторождения на северо-востоке Сирии. В 2001 г. китайско-сирийская фирма 'Kawkab Oil Company' и Китайская национальная корпорация по разведке и эксплуатации нефти и газа выиграли тендер на проект по реабилитации нефтяного месторождения Гбейбе, победив в конкурентной борьбе компании из США, Канады и России. Каждая из сторон имеет по 50% акций совместного предприятия. Запасы нефти и производственные мощности Сирии позволяют ей добывать до 500000 баррелей в день.

В сотрудничестве с Китаем заинтересован и Туркменистан. 'Туркменгаз' и Китайская корпорация по разработке технологий нефтедобычи подписали контракт о поставке оборудования для ремонтных работ на туркменских газовых месторождениях на сумму в 14,5 миллионов долларов. Двенадцать из 20 проектов с участием китайских компаний, осуществляемых на территории Туркмении, связаны с нефтяной и газовой промышленностью. Их общая стоимость превышает 200 миллионов долларов. Кроме того, вышеупомянутая китайская фирма занимается реконструкцией нефтяных скважин на морском шельфе Туркмении.

Китай проявляет определенный интерес к нефтяному сектору Кыргызстана. По словам киргизского посла в Китае Эорлана Абдылдаева, китайская фирма 'Shenli Oil Company' - филиал 'Sinopec' - будет участвовать в разработке нефтяных месторождений Кыргызстана. 'Shenli' займется реконструкцией устаревших, разрушающихся киргизских буровых. 'Несмотря на большую глубину, эти месторождения имеют большой потенциал, поскольку киргизская нефть отличается высоким качеством, - заявил Абдылдаев, добавляя, что 'Кыргызстан создаст благоприятные условия для сотрудничества с китайскими компаниями в нефтяной сфере: стороны договорились о строительстве железнодорожной ветки, соединяющей Ош, Туругарт и Кашгар. Только Кыргызстану этот проект обойдется в 950 миллионов, а то и в миллиард долларов'.

Морские территории, богатые запасами газа, стали предметом спора между Японией и Китаем. Опасаясь, что Китай может 'похитить' ее энергетические ресурсы, Япония пошла на весьма неоднозначный шаг - начала работы по разведке месторождений природного газа вблизи спорного архипелага, на владение которым претендуют также Китай и Тайвань. Работы стоимостью в 27, 5 миллионов долларов, вызывающие острую критику со стороны Пекина, продлятся до октября. Зона, где проводится разведка, находится невдалеке от спорного архипелага, лежащего между Тайванем и Японией - японцы называют его Сенкаку, а китайцы Дяоюйдайо.

Кроме того, китайское правительство осуществляет масштабные проекты по добыче нефти и газа на территории самой страны. 4 августа Китай объявил о завершении строительства трубопровода длиной в 2486 миль для транспортировки природного газа из западной провинции Ганьсу на восток страны. Ожидается, что пропускная способность трубопровода составит 15,7 миллиардов кубических ярдов в год. 4 августа представитель Национальной нефтяной корпорации Китая заявил агентству 'Синьхуа': 'Проект позволит получить экономические преимущества за счет энергоресурсов громадных территорий на западе Китая и обеспечить снабжение газом экономически развитых восточных регионов, испытывающих в нем острую нужду'.

В начале июня китайская фирма 'Sinopec' подписала партнерское соглашение с бразильской 'Petrobus' [так в тексте. Вероятно, имеется в виду государственная компания 'Petrobras' - прим. перев.] о разведке нефти в Китае. В результате торговые и политические отношения между двумя странами выходят на новый уровень. "Sinopec" стала первой азиатской компанией, заключившей сделку с 'Petrobus'. По словам министра планирования Бразилии Гвидо Мантеги (Guido Mantega), китайские компании также намерены инвестировать 5 миллиардов долларов в бразильский энергетический сектор, его инфрастуктуру и логистику.

Потребление нефти в Китае вступило в фазу быстрого роста, и увеличивающийся дефицит поставок становится серьезным препятствием для экономического роста в стране. Прогнозы о том, что к 2020 г. дефицит сырой нефти в стране достигнет 250 миллионов тонн в год, вызывает беспокойство в официальных кругах Китая.