Воскресенье в Киеве станет решающим днем. От исхода президентских выборов зависит и политический курс Украины. Более того, их результат определит, к кому Украина в будущем повернется лицом - к Западу или России. Для Соединенных Штатов на этих выборах на карту поставлено многое.

В первом туре выборов, состоявшемся 31 октября, премьер-министр Виктор Янукович - кандидат, которому отдает предпочтение Кремль - по данным государственной Центральной избирательной комиссии, уступил лидеру оппозиции Виктору Ющенко всего полпроцента голосов. Западные наблюдатели и независимые социологические службы утверждают, что победа г-на Ющенко была более убедительной: они оценивают пего преимущество в 4-6%. По данным последнего социологического опроса, г-н Ющенко опережает соперника на 5% голосов.

Ни один из участников в гонке не имеет явного преимущества, но, благодаря многочисленным подтасовкам голосования по наущению сторонников Януковича и недостаточному доступу г-на Ющенко на государственное телевидение, г-н Янукович может за счет фальсификации результатов одержать победу во втором туре, назначенном на 21 ноября.

В стратегическом плане Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы не допустить отхода Украины от демократического пути и усиления российского влияния в этой стране. Правительство США предупреждает, что украинским чиновникам, виновным в подтасовках на выборах, возможно, будет отказано во въездных визах. Однако этого может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить фальсификацию результатов второго тура, поскольку для Януковича и его сторонников на этих выборах слишком многое поставлено на карту, а Россия пользуется в стране мощным влиянием.

Самой трудной геополитической задачей для Соединенных Штатов является удерживать Россию в составе антитеррористической коалиции и обеспечивать доступ к ее энергоресурсам, одновременно гарантируя интеграцию стран бывшего СССР в мировую экономику, их независимость и суверенитет. При этом набор дипломатических рычагов, имеющихся в распоряжении США, весьма ограничен. Россия буквально купается в нефтедолларах, поэтому экономическая помощь Запада ей больше не нужна, а самое современное оборудование для нефтедобычи можно свободно приобрести на международном рынке.

Российская элита, чье мировоззрение сформировалось еще в советский период, зачастую рассматривает США как стратегического противника, и может поставить под угрозу суверенитет постсоветских государств, например, той же Украины, и усилить свой контроль над ними за счет открытой поддержки промосковски настроенных кандидатов на выборах.

Влияние Кремля на Украине обусловлено двумя причинами. Во-первых, по данным источников в Москве и Киеве, Россия вложила в украинские выборы огромные средства: как минимум 300 миллионов долларов, предоставленные сочувствующими российскими и украинскими бизнесменами. Вторая причина выглядит более зловещей: Россия имеет доступ к уголовным делам, заведенным против г-на Януковича еще в советские времена: он дважды сидел в тюрьме за нанесение тяжких телесных повреждений и грабеж.

Выборы на Украине станут решающим испытанием с точки зрения геополитических перемен в Евразии. Со стороны России - это 'генеральная репетиция' перед восстановлением контроля над бывшей советской империей и расширением доступа к Черному морю и Юго-Восточной Европе. Украинские выборы следует рассматривать в общем контексте негативного развития событий в регионе.

Перед выборами, по просьбе Москвы, президент Леонид Кучма и г-н Янукович предприняли шаги, отдаляющие Украину от интеграции с НАТО и Европейским Союзом. В Беларуси президент Александр Лукашенко 17 октября осуществил антиконституционную узурпацию власти, а в Молдове ситуация с мятежной Приднестровской республикой так и не сдвинулась с места.

Заметно усиливается и активность России на Кавказе. Москва намеренно подрывает независимость Грузии, осуществляя 'ползучую аннексию' Абхазии и Южной Осетии.

В своей политике по отношению к Украине Россия целенаправленно сосредоточивает внимание на разрыве связей страны с Западом и создании взаимозависимости между Киевом и Москвой. По словам экспертов по России, криминальное прошлое Виктора Януковича позволяет президенту Владимиру Путину строить отношения с ним по принципу 'куратор-агент'. Подобные отношения по определению предусматривают зависимость Украины от Москвы.

Если Россия сумеет укрепить контроль над Беларусью и Украиной, Москва может попытаться обеспечить себе большее 'право голоса' в вопросе о каспийской нефти. Этого она сможет добиться, усиливая давление на Казахстан, в том числе используя в качестве рычага влияния русскоязычное меньшинство в этой стране. Кроме того, рано или поздно Россия постарается обеспечить подчинение Азербайджана политике Кремля в регионе. Помимо этого, она может предпринять шаги по дальнейшему подрыву позиций проамерикански настроенного президента Грузии Михаила Саакашвили, а также оказать давление на Узбекистан, чтобы последний вернулся в лоно возглавляемого Россией блока постсоветских государств.

Однако, как показала трагедия с захватом заложников в Беслане, военный потенциал России в борьбе с реальными угрозами безопасности, а не во многом воображаемым американским влиянием, остается ограниченным. Столь амбициозная политика может выработать у России имперскую спесь, и последствия этого предугадать невозможно.

Администрация Буша должна всячески способствовать укреплению украинских политических сил, приверженных демократии, рыночной экономике и интеграции в евроатлантические структуры, оказывая им дипломатическую, финансовую и медийную поддержку. Вашингтон должен поддерживать независимость и территориальную целостность всех постсоветских государств. Соединенным Штатам следует расширять сотрудничество с этими странами через натовскую структуру 'Партнерство во имя мира', контакты в военной сфере на двусторонней основе, систему обменов военными кадрами, программы оснащения и обучения их вооруженных сил, а, при необходимости, и за счет размещения на их территории ограниченных воинских контингентов. Вашингтон должен поддерживать и развивать диалог с Москвой по вопросам, вызывающим разногласия: например по абхазской и югоосетинской проблемам, а также о военном присутствии США в Центральной Азии.

Последние события в Ираке, Иране и других странах Ближнего Востока требуют от администрации Буша повышенного внимания и, скорее всего, приведут к ограничению свободы маневра США в Евразии. Если России удастся укрепить контроль над Украиной и Беларусью, а США не попытаются поставить заслон растущему влиянию Москвы, подлинная независимость постсоветских государств может оказаться лишь краткой интерлюдией, за которой последует восстановление власти Кремля.

Геополитическое будущее региона зависит от активности Вашингтона в Евразии, в том числе контактов с Кремлем, от заключения российско-американского соглашения о 'правилах поведения', и отказа Москвы от активного антиамериканского курса как на постсоветском пространстве, так и за его пределами.

Ариэль Коэн - научный сотрудник Фонда 'Наследие' (Heritage Foundation) и главный редактор книги 'Изменения в сфере безопасности на Евразийском континенте после 11 сентября' ('Security Changes in Eurasia After 9/11'), которая вскоре будет опубликована издательством 'Ashgate'.

-------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

Ариэль Коэн: После выборов на Украине притягательная сила России в Евразии может вырасти ("EurasiaNet", США)

Ариэль Коэн: Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)

Ариэль Коэн: Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.