Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский Мефистофель требует душу Запада

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда заключаешь сделку с Мефистофелем, главное - помнить, что рано или поздно настает момент, когда он потребует твою душу, причем случится это раньше, чем ты думаешь. Крупные демократические страны Запада уже подошли к этому моменту в своих отношениях с Россией Владимира Путина. Пусть на публике они заламывают руки и протестуют против спланированной акции по удушению украинской демократии - пока что-то не заметно, чтобы Вашингтон и Рим, Берлин и Париж были готовы отказаться от того, что им дают темные сделки с Москвой

Когда заключаешь сделку с Мефистофелем, главное - помнить, что рано или поздно настает момент, когда он потребует твою душу, причем случится это раньше, чем ты думаешь. Крупные демократические страны Запада уже подошли к этому моменту в своих отношениях с Россией Владимира Путина. Пусть на публике они заламывают руки и протестуют против спланированной акции по удушению украинской демократии - пока что-то не заметно, чтобы Вашингтон и Рим, Берлин и Париж были готовы отказаться от того, что им дают темные сделки с Москвой.

Когда Джордж Буш только пришел в Белый дом, ему трудно было вообще понять, как можно вести дела с Владимиром Путиным. Российский лидер раньше возглавлял КГБ, и этим сказано все, говорил президент своим гостям в Вашингтоне. Советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс добавила в его интуитивные чувства к Путину интеллектуального содержания, и в самом начале во внешней политике она шла классической дорогой советолога времен 'холодной войны'. Мало кто удивился тому, что одним из первых дипломатических шагов Буша стало выдворение из страны десятков российских представителей по подозрению в шпионаже.

Но это было тогда, а всего несколько недель назад господин Путин почти так же горячо поздравлял господина Буша с переизбранием на второй срок, как поддерживал своего друга Виктора Януковича на Украине, и администрация Буша выставляла установление теплых отношений с Москвой в качестве одного из внешнеполитических успехов президента в течение его первого срока. Да и мисс Райс, кажется, сменила в отношении России гнев на милость - как-то она сказала, что Россию не будут винить за то, что она не согласна с войной в Ираке, в то время как Германию просто не заметят, а Францию еще и накажут. А недавно она высказалась в том смысле, что слабая Россия представляет собой более серьезную проблему, чем сильная.

Россия при президенте Путине представляет собой любопытную смесь силы и слабости, словно пустой орех в жесткой скорлупе. Наиболее твердая основа ее мощи - географическое положение. Куда ни посмотри, почти везде границы России простираются до зон, в которых пересекаются со стратегическими жизненно важными интересами Европы или Соединенных Штатов, а то и тех, и других вместе. Вспомните любую действующую и потенциальную точку геополитической нестабильности, будь то Северная Корея, Афганистан, Иран, Ирак, Кавказ, Молдова или Беларусь (теперь еще и Украина) - везде чувствуется географическое присутствие России. Спрос на нефть и газ дал этой стране экономическую стабильность, а ее дипломатам - сильные козыри для торга в мире, главной проблемой которого все в большей и большей степени становится энергетическая безопасность. В ближнем окружении России Путин систематически восстанавливает политическое влияние Кремля.

Однако и слабости России не менее очевидны: стареющее и сокращающееся население, разрушение инфраструктуры и полумертвая промышленность, недореформированная и плохо снабжаемая армия и нескончаемая война в Чечне без каких-либо шансов на победу. Страшное количество детей, погибших во время захвата заложников в Беслане в этом году, говорит не только о жестокости террористов, но и о масштабе хаоса и глубине разрухи в российском государстве.

При этом господину Путину не откажешь в дипломатическом искусстве. Как и премьер Израиля Ариэль Шарон, он не замедлил воспользоваться стратегической встряской, которая произошла в Вашингтоне после террористических актов 11 сентября 2001 года. Солидарность России в войне с 'Аль-Каидой' была предложена и принята в обмен на молчаливое согласие с тем, что тот же ярлык исламского экстремизма навесили и на чеченское сопротивление; а военное присутствие Соединенных Штатов в некоторых республиках Средней Азии обменяли на восстановление интересов Москвы в таких бывших республиках Советского Союза, как Казахстан.

Играть в игру 'разделяй и властвуй' российский лидер умеет очень хорошо. Было время, когда самым его лучшим другом на Западе был Тони Блэр, служивший ему важнейшим мостом для того, чтобы начать сближение с Вашингтоном. Однако стоило Блэру выполнить свою миссию, как о нем тут же забыли. Сейчас у России прохладные отношения с Лондоном из-за того, что Великобритания не выдает одного из лидеров чеченской оппозиции и одного из преследуемых на родине олигархов.

Не больше повезло в этом смысле и другим. Например, сколько бы президент Франции Жак Ширак ни вкладывал сил в установление тесных отношений с Москвой, ему так и не удалось убедить Россию играть против Вашингтона ради установления многополярной схемы в мире.

В результате Европа разобщена и слаба. Вместе с Шираком российского лидера обхаживают канцлер Германии Герхард Шредер и премьер Италии Сильвио Берлускони, и получается, что протестуют против той цены, которую приходится платить за благорасположение господина Путина, лишь бывшие коммунистические страны Центральной и Восточной Европы да Скандинавия с Балтией. Во всех других уголках мира все усиливающаяся авторитарная власть Путина, преследование независимой прессы в России, уничтожение региональной демократии и особенно безжалостная кампания против инакомыслящих в гражданском обществе встречают лишь формальное неудовольствие.

Вот таков фон прошедших на этой неделе выборов в Украине. В западных столицах никто не удивляется тому, что независимые наблюдатели свидетельствуют о массовых подтасовках. Личные визиты господина Путина в Украину ради поддержки Януковича - всего лишь верхушка огромного айсберга российского вмешательства в ход этих выборов. Конечно, в Вашингтоне, так же как и везде, не оставляли надежд, что лидер оппозиции Виктор Ющенко как-нибудь преодолеет все преграды и все-таки будет признан президентом. Надежды эти во многом оказались беспочвенны.

Так что, я думаю, и остальным нечего удивляться тому, что раздававшиеся на этой неделе крики протеста и предупреждения об ответных мерах раздавались в адрес не Владимира Путина, а новоизбранного президента Украины Януковича. Колин Пауэлл, в скором времени завершающий свою работу на посту государственного секретаря США, довольно жестко предупредил правительство Украины, что, если оно не будет легитимным, за этот саботаж демократии стране придется дорого заплатить. Однако против Путина серьезной критики практически не было высказано. Так же легко российский лидер уходит от ответственности за вмешательство в дела Грузии и Молдовы и поддерживает тиранию, царящую в Беларуси. В плане Путина по установлению российского порядка в 'ближнем зарубежье' Украина всегда была пунктом номер два.

Соучастие Запада в российской игре, или, по меньшей мере, молчаливое непротивление ей, уже всеми давно оправданы как элемент другой, большей по масштабу, игры, которой мы не будем делать честь и называть ее великой. Вашингтону хочется заполучить поддержку России в Ираке. Европа хочет, чтобы Россия помогла ей убедить Иран умерить свои ядерные амбиции. И, конечно же, нефтяным компаниям хочется получить доступ к огромным запасам российских углеводородов. Стремление поддержать и закрепить демократию в России затерялось и было забыто где-то на полпути к этим целям. Может быть, что-то изменится ввиду событий, происходящих в Украине. Я надеюсь на это, хотя что-то не верится.

Недавно кто-то напомнил мне, что через два года Россия будет председательствовать в 'большой восьмерке'. Когда-то этот элитный клуб называли клубом мощнейших демократических держав мира. Что ж, до того дня, когда господин Путин откроет очередное заседание, еще достаточно времени, чтобы придумать для клуба новую вывеску.

_________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине

Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)

Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)

Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)

Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)

Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)

Украина на грани ("ABC", Испания)

Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)

Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)

Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)

Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)

Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)

Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)

Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)

Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)

Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)

Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)

Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)

Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)

Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)

Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)

Кризис на Украине ("The Washington Post", США)

Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)

Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)

Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)

Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)

Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)

Третья Европа ("Courrier International", Франция)

Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)

Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)

У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)

Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)

Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)

Противоборство на Украине ("United Press International", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)

'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)

С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)

Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)

День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)

Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)

'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)

Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)

Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)

Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)

Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)

Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)

Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)

Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)

Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)

Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)

Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)

Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)

За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)

Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)

Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)