Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

И раз, и два, и три!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После прошлогодних событий в Грузии и на Украине вот уже и в маленькой Киргизской республике с ее 5 миллионами жителей произошла еще одна демократическая революция. Никто не может предсказать, где остановится эта инфекция, несмотря на все более неловкие попытки Путина и его полицейского окружения оградиться от нее. Сорок лет назад американцы с оружием в руках высадились во Вьетнаме, боясь, что переход одной из стран Юго-Восточной Азии в коммунистический лагерь увлечет за собой весь регион

После прошлогодних событий в Грузии и на Украине вот уже и в маленькой Киргизской республике с ее 5 миллионами жителей произошла еще одна демократическая революция. Никто не может предсказать, где остановится эта инфекция, несмотря на все более неловкие попытки Путина и его полицейского окружения оградиться от нее. Сорок лет назад американцы с оружием в руках высадились во Вьетнаме, боясь, что переход одной из стран Юго-Восточной Азии в коммунистический лагерь увлечет за собой весь регион. Это была знаменитая теория домино. Она снова действует сегодня, но уже на стороне демократов. Как ее объяснить?

Во-первых, есть непреодолимые силы истории, которые, как в геофизике, подвержены тектоническим сдвигам. Несмотря на завоевания Петра Великого, несмотря на сталинский террор и его массовые депортации, Грузия, Украина, Киргизия - это не Россия, так же как Алжир не был частью Франции, а Конго не принадлежало Бельгии. Идеология, пропаганда, оккупационные армии могут в течение долгих лет, а может, и веков заверять нас в обратном, но истинная идентичность однажды вырывается на свободу.

Ослабление имперской мощи облегчает возврат к своей идентичности. У России больше нет средств, чтобы утверждать свой порядок на всей территории бывшей империи, страшные и одновременно педантичные методы, которыми ведется уничтожение чеченцев, невозможно перенести на более обширную территорию.

Но стремления к обретению собственной идентичности могло и не хватить для того, чтобы поднять толпы народа против новых сатрапов, которые в 1991 г. пришли на смену советским комиссарам. Эффект домино был также вызван глобализацией. Но не той, знакомой нам экономической и финансовой глобализацией - киргизам, которые получают меньше 10 евро в месяц, она недоступна. Речь идет о глобализации идей. В Бишкеке, Тбилиси или Киеве люди по телевизору увидели страны Восточной Европы, увидели, что бывшие 'братские страны' тянутся к демократии, к Западу, и даже вступают в Европейский союз. Почему они, а не мы? Люди увидели и картинки из Америки, а американские НПО в этих странах, обладающие значительными финансовыми средствами, сыграли активную роль в создании привлекательного образа западной модели. Правительство Буша тем временем поняло, что такие методы в настоящее время гораздо действеннее канонады, которую они устроили в Ираке.

Демократическое домино продолжает свое распространение, и мы можем этому только порадоваться. Но в обществах, о которых мы говорим, все еще жива коррупция и мафиозные группировки, остаются этнические и религиозные различия. А значит, эти демократические победы - не конец, а лишь начало.