Бывший президент США Джимми Картер является основателем Картеровского центра, неправительственной организации со штаб-квартирой в городе Атланта

8 сентября 2005 года. По прошествии 10 дней с того момента, когда стало известно о том, что к побережью Мексиканского залива приближается чрезвычайно сильный ураган, ничего не сделано, чтобы восстановить нанесенные этим ураганом разрушения и облегчить человеческие страдания. Сейчас не время заниматься партийными обвинениями, потому что очевидные угрозы Новому Орлеану были выявлены и проанализированы уже много десятилетий назад, а адекватные превентивные или корректирующие меры спланированы или профинансированы.

В 1989 году писатель Джон Макфи (John McPhee) в своей книге "The Control of Nature" (Контроль над природой) описал угрозу дельте реки Миссисипи, если и когда наводнением будет разрушено одно из ключевых гидрологических сооружений в верховье реки, особенно такое, которое контролирует сброс воды в реку Атчафалая.

Самое конкретное предостережение о последствиях урагана для Нового Орлеана, которое мне довелось прочесть, было сделано Марком Фичетти (Mark Fischetti) в бюллетене "Scientific American" в 2001 году. Он описывает потенциально катастрофический вынос вод реки Миссисипи далеко в Мексиканский залив, в результате чего произойдет вымывание солей из прибрежных паводковых равнин и из защищающих побережье барьерных рифов. Он также предсказывает с ужасающим предвидением, что огромные водные массивы Мексиканского залива и озера Понтчартрейн, прорвавшись через разрушенные ураганом плотины, затопят город.

Эти давнишние предостережения либо были проигнорированы, либо по ним были приняты недостаточные меры. Вместо того чтобы рассеяться, эти угрозы усугубились в результате глобального потепления. Первые предостережения поступили в 1979 году, в мою бытность президентом США, когда ведущие американские ученые выразили свою озабоченность по поводу глобального потепления. Сегодня мы знаем, что их предостережения становятся явью, принимая во внимание заметное увеличение частоты и силы ураганов, таяние горных ледников и льдов в полярных регионах, а также подъем уровня морей.

В тот же год я отреагировал на просьбу губернаторов Америки централизовать на федеральном уровне функции борьбы с чрезвычайными ситуациями и издал президентскую директиву, которая свела вместе 16 крупных ведомств в Федеральное агентство США по чрезвычайным ситуациям (Federal Emergency Management Agency, FEMA), пообещав, что это агентство будет независимым, аполитичным и адекватно финансируемым. Пока это обещание выполнялось, FEMA великолепно справлялось со многими природными бедствиями, включая ураганы "Фредерик", "Давид", "Джилберт", "Хьюго" и "Флойд".

Было ясно, что меры по минимизации ущерба от стихийных бедствий станут дорогостоящими, при этом расходы оценивались максимально в 14 млрд. долл. США. Помимо этого, нужно было выбрать другие площадки для осуществления многих проектов строительства жилых домов и других объектов инфраструктуры, принять меры по повышению физической прочности объектов или отказаться от их возведения в полосе пляжей, а также в других местах, где нужно было сохранить в целости песчаные дюны, заболоченные территории и прочие естественные защитные элементы.

Несомненно пугающие финансовые затраты бледнеют в своей относительной ничтожности в сравнении с ущербом от урагана "Катрина", оцениваемым в 100 млрд. долл. Фактически, Инженерный корпус армии США долгие годы финансируется недостаточно. Поданная в прошлом году заявка на выделение 105 млн. долл. для финансирования программы борьбы с ураганами и наводнениями, включавшей укрепление трех дамб в Новом Орлеане, была урезана на две трети. В то же время Конгресс США при двухпартийной поддержке одобрил выделение 286 млрд. долл. на программу ремонта и строительства новых автомагистралей, в числе которой было много ненужных популистских проектов. Налицо также активные попытки отменить налог на недвижимость/наследство, взимаемый с имущества умершего лица, в результате чего в ближайшие 10 лет может возрасти дефицит бюджета, а другие федеральные программы недополучат 750 млрд. долл.

В конечном итоге, большая часть нанесенных ураганом "Катрина" физических разрушений будет восстановлена, но обязательно должна быть сделана долгосрочная общенациональная оценка угроз от других ураганов, от плотного заселения неустойчивых горных склонов на Калифорнийском побережье, а также от сейсмических сдвигов, следствием которых могут стать разрушительные землетрясения в этом регионе.

Конгрессу следует создать беспристрастную чрезвычайную комиссию для выработки рекомендаций, которые позволят минимизировать будущий ущерб и максимизировать способность реагирования на угрозы. Первостепенной проблемой станут не расходы, но возможные законодательные ограничения на освоение человеком природных территорий, в частности такие, которые будут препятствовать строительству путем предъявления к владельцам собственности требований приобретать страховки от наводнений, эрозии пляжей, землетрясений и других стихийных бедствий. Особое внимание следует уделить нуждам бедных семей.

Специалисты понимают характер угроз от стихии, деньги имеются, и еще несколько месяцев, по меньшей мере, американцы будут готовы нести разумные жертвы. Но эта их готовность со временем испарится.

Нужны немедленные действия.