Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия продает вооружения Ирану ради денег и влияния в регионе

"Мы не думаем, что продажа оружия несет опасность - поэтому мы будем продолжать"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению Левина, сделка по продаже оружия должна вызвать недовольство Запада, однако даже Соединенные Штаты вряд ли могут что-либо сделать, чтобы остановить Россию. "Я не думаю, что у Запада есть достаточно сил и желания, чтобы сделать больше того, чем он делает сейчас. Запад не может отказаться от России". Все это означает, что и Израиль может сделать не так уж и много помимо подчеркивания "общих интересов" в сдерживании Ирана.

Когда Арье Левин (Aryeh Levin) был послом Израиля в России, сразу после падения "железного занавеса", он пытался убедить Кремль не оказывать помощь Ирану.

Однако бывший при Борисе Ельцине вице-президентом Александр Руцкой сказал ему: "Мы получаем миллиарды долларов от Ирана, и никто не может нам предложить что-либо взамен этого".

Как говорит Левин, с тех пор настроение России практически не изменилось. Готовность России продавать оружие Ирану основывается на двух базовых элементах: деньги и власть.

"Русские хотят вернуть прежние позиции в некоторых ближневосточных странах, и они обратили взоры на Иран потому, что Иран открыт для них и настроен против Запада, что совпадает с их интересами", - объяснил Левин.

"Продажа оружия - идеальный вариант, - сказал он, - так как затем потребуются консультации российских военных экспертов, что позволит России иметь прямое влияние на вооруженные силы Ирана". Кроме того, есть и психологическая отдача, отметил Левин. "Основная цель России заключается в том, чтобы поддерживать у иранцев ощущение того, что Россия является единственным оставшимся у них другом".

"Русские хотят не допустить американского господства в регионе", - говорит профессор Эфраим Инбар (Efraim Inbar), директор Центра стратегических исследований Бегина-Садата. Кроме того, отметил он, данный ход позволяет поддержать российскую военную промышленность.

Эти цели настолько же важны для России, как и улучшение отношений с Западом, сказал Левин. "Россия заинтересована в поддержании хороших отношений с Западом... однако эти отношения не могут заставить ее отказаться от ее стратегических интересов на Ближнем Востоке".

По мнению Левина, сделка по продаже оружия должна вызвать недовольство Запада, однако даже Соединенные Штаты вряд ли могут что-либо сделать, чтобы остановить Россию. "Я не думаю, что у Запада есть достаточно сил и желания, чтобы сделать больше того, чем он делает сейчас. Запад не может отказаться от России".

Все это означает, что и Израиль может сделать не так уж и много помимо подчеркивания "общих интересов" в сдерживании Ирана.

"У нас нет практически никаких рычагов для оказания воздействия на русских", - признает Левин.

Тем не менее, представитель министерства иностранных дел, занимающийся Россией, сказал, что Израиль поднимает данный вопрос по дипломатическим каналам. "Это часть нашего диалога с Россией. Россия уже не в первый раз продает оружие нашим врагам", - отметил чиновник.

Вместе с тем израильские официальные лица без колебаний высказали свое недовольство. Представитель премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon) Раанан Гиссин (Ra'anan Gissin), например, заявил в субботу, что продажа Россией ракетных комплексов Ирану на сумму более одного миллиарда долларов США является "очень опасным шагом, который позволит иранскому режиму продолжать проводить его опасную политику".

По словам профессора Инбара, у Израиля есть основания для беспокойства. "Данная сделка дает Ирану такие возможности, которых у него раньше не было, усиливает его. Это не способствует стабильности в регионе".

Однако данная угроза может и не вызывать беспокойство России, сказал Левин, добавив, что русские, возможно, недооценивают возможности Ирана по созданию атомной бомбы, а также, возможно, надеются, что Иран не будет атаковать своего покровителя.

В конце концов, сказал же Руцкой Левину: "Мы не думаем, что продажа оружия несет опасность - поэтому мы будем продолжать".