Ариэль Коэн является старшим исследователем программы по России и Евразии в Институте международных исследований имени Дэвиса (Davis Institute for International Studies) фонда "Наследие" (Heritage Foundation)

10 декабря 2005 года. Цены на бензин, возможно, на какое-то время стабилизировались, но пора взглянуть в лицо неприятной правде: спрос на бензин и керосин превышает предложение.

Теперешняя ситуация нестабильна. В момент, когда цены на эти виды топлива достигли самого высокого за все время уровня, специалисты говорят, что его поставки либо застыли на одном уровне, либо начали сокращаться. Высокие цены и нехватка топлива угрожают глобальной экономике спадом или чем-то похуже. Однако не принимается никаких мер к наращиванию мощностей по переработке нефти, росту танкерного флота или увеличению пропускной способности трубопроводов, а также к устранению препятствий на пути инвестиций, что мешает нам удовлетворять эти растущие потребности.

Почему?

Пятьдесят восемь процентов мировых запасов нефти и природного газа контролируют национальные нефтяные компании. Во многих странах законы требуют, чтобы правительства имели в собственности или контролировали значительные пакеты акций любых предприятий по добыче и разведке нефти. Но коррупция в правительствах этих стран делает слишком рискованными необходимые для разведки нефтяных месторождений инвестиции в размере многих миллиардов долларов.

Никто не хочет невыгодно вкладывать в проект миллиарды, чтобы потом увидеть, как они исчезают вследствие избирательного налогообложения, произвольного применения законов, конфликтующих законодательств и неисполнения контрактов. Россия отпугнула многих инвесторов, когда разрушила свою крупную нефтяную компанию "ЮКОС" и подала в суд на российского партнера "British Petroleum", требуя уплатить недоимки по налогам с 2001 года в сумме 790 млн. долл. А трубопроводы нередко проходят по территории нестабильных стран, что делает их еще менее привлекательными для инвесторов.

Даже в Соединенных Штатах вмешательство правительства препятствует активным шагам по решению этой проблемы. Прежде чем обращаться за разрешением построить здесь нефтеперегонный завод, компания должна подготовить проектную документацию на весь завод и получить заключение экологов. А для этого, как заявляет один менеджер нефтяной отрасли, необходимо инвестировать 250 млн. долл. И даже в этом случае шансы на получение такого разрешения составляют менее 50%.

Не так давно Сенат США заблокировал одну из мер, предусматривавших облегчение требований экологов, которые препятствуют строительству новых нефтеперегонных заводов и отказывают в выдаче разрешений на бурение газовых скважин во внешнем шельфе США. Не удивительно, что в последние 30 лет новых нефтеперегонных заводов в США не строят. Или что резервные мощности достигли самого низкого за все время уровня.

Но проблема уходит еще глубже. Даже если бы новые нефтеперегонные заводы завтра открылись, перевозящие нефть по всему земному шару танкеры работают практически на пределе своей полной загрузки. Что еще хуже, во многих уголках мира международные кредитные учреждения слабы, а значительная доля имеющихся у них средств уходит на уплату налогов и коррупцию, вместо того чтобы направляться на увеличение поставок нефти и газа.

Эти проблемы можно решить, но для этого потребуется активное вмешательство администрации Буша-младшего (George W. Bush). Конкретно, ей следует:

- Изменить инвестиционный климат. Совместно с другими странами - потребителями нефти, такими, как Индия и Китай, призвать нефтедобывающие страны нормализовать и укрепить законодательство в отношении иностранных инвестиций, ликвидировать государственную монополию и избавиться от ненужного вмешательства правительства. Выполнением требований по улучшению инвестиционного климата в энергетическом секторе следует обусловить продажу нефтедобывающим странам оружия и жизненно необходимого оборудования и даже использовать такие "морковки", как членство во Всемирной торговой организации (ВТО).

- Облегчить постройку новых танкеров, строительство новых трубопроводов и нефтеперегонных заводов. Оказать экономическую и техническую помощь тем нефтедобывающим странам, которые будут расширяться в этих областях, особенно Мексике, странам Центральной Америки и Карибского бассейна. Поощрить судостроителей к наращиванию танкерного флота. Работать в содружестве с такими организациями, как ВТО, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) и Центральноамериканская ассоциация свободной торговли (КАФТА) в интересах сокращения барьеров для инвестиций в этом секторе. А также упорядочить процесс в США, чтобы не пришлось ждать открытия нового нефтеперегонного завода еще 30 лет.

- Серьезно изучить возможности использования альтернативных видов топлива. Бразилия наполовину сократила свою зависимость от импортного топлива, развивая у себя производство автомобилей с многотопливным двигателем, который может работать и на бензине, и на этаноле. Соединенным Штатам следует сократить свою таможенную пошлину в размере 54 центов на импортируемый из стран Латинской Америки этанол, увеличить парк многотопливных автомобилей и количество автозаправочных станций для них.

Реальной энергетической проблемой является транспортное топливо, а не электрическая энергия, которую могут вырабатывать угольные электростанции и ядерные реакторы. И тут нет магических решений. Американцы не прекратят ездить на автомобилях. И китайцы, индийцы или европейцы тоже. Вообще никто. Но и силы, истощающие запасы топлива, не ослабевают.

А поэтому пришло время взглянуть в лицо этому вызову и сделать все необходимое, чтобы увеличить поставки транспортного топлива, пока не слишком поздно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.